Место иммуномодуляторов в комплексной антихеликобактерной терапии

В настоящее время для лечения хеликобактер-ассоциированных заболеваний желудочно-кишечного тракта используются стандартные схемы, в состав которых наряду с антихеликобактерными препаратами входят лекарственные средства, обладающие антисекреторной актив




В настоящее время для лечения хеликобактер-ассоциированных заболеваний желудочно-кишечного тракта используются стандартные схемы, в состав которых наряду с антихеликобактерными препаратами входят лекарственные средства, обладающие антисекреторной активностью. Поскольку данная терапия проводится многократно вследствие рецидивирования заболевания, то возникает опасность развития резистентности хеликобактера к применяемым препаратам.

Резистентные штаммы Helicobacter pylori труднее поддаются эрадикации и снижают эффективность современных режимов терапии на 30—50%, что делает их использование экономически невыгодным [1].

Особое место среди факторов риска хронизации заболеваний органов пищеварения отводится подавлению иммунной защиты организма, рассматривающемуся как срыв адаптационных возможностей, на фоне которого происходит снижение устойчивости организма к экзо- и эндогенным факторам. Понятие «иммунореабилитация» продиктовано клинической необходимостью и предполагает воздействие на иммунитет с учетом сопутствующих заболеваний с целью восстановления иммунных функций, профилактики рецидивов и осложнений у пациентов с хроническими заболеваниями [2]. Как известно, иммунотропные лекарственные средства редко используются в виде монотерапии: как правило, они являются составной частью комплексного лечения соответствующих заболеваний [3]. Общие принципы применения иммуномодуляторов подразумевают назначение их в комплексной терапии одновременно с антибиотиками с первого дня применения химиотерапевтического этиотропного средства [4]. В связи с этим с целью повышения эффективности проводимой антихеликобактерной терапии у больных с хронической язвой двенадцатиперстной кишки к основной четырехкомпонентной схеме «омепразол—де-нол — амоксициллин—фуразолидон» мы предложили добавить иммуномодулятор ликопид, обладающий антиинфекционным, противовоспалительным, репаративным эффектами. Основной сферой применения ликопида являются заболевания, в этиологии и патогенезе которых существенную роль играют инфекционные агенты.

Целью данного исследования явилось изучение эффективности введения в стандартную терапевтичекую схему «омепразол—де-нол—флемоксин—фуразолидон» иммуномодулятора. Под нашим наблюдением находились 60 пациентов (30 человек — контрольная группа, 30 человек — основная группа) с диагнозом хроническая язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки в сочетании с хроническим гастритом (клинически).

Основная группа получала лечение по четырехкомпонентной схеме: омепрозол в дозе — 40 мг в сутки 10 дней, де-нол — в дозе 480 мг в сутки 10 дней, амоксициллин — 2000 мг в сутки 10 дней, фуразолидон — 400 мг в сутки семь дней, плюс иммуномодулятор ликопид в дозе 10 мг в сутки 10 дней, вводимый орально. В контрольной группе проводилась терапия по четырехкомпонентной схеме без включения иммуномодулятора. Больные обследовались до лечения и через шесть недель после окончания терапии.

В ходе обследования применялись:

  • цитологический метод (обнаружение возбудителя в мазках-отпечатках биоптатов слизистой желудка, окрашенных по Романовскому — Гимзе);
  • гистологический метод (обнаружение хеликобактера в гистологических препаратах биоптатов);
  • фиброгастроскопия, при которой производилась прицельная биопсия слизистой оболочки желудка в трех областях: угол, пилорический отдел и дно желудка.

Кроме того, мы взяли на вооружение молекулярно-биологический метод: выявление в клиническом материале (желудочном соке) специфических фрагментов геномной ДНК хеликобактера методом полимеразной цепной реакции.

Клинико-лабораторное обследование, проведенное до начала лечения, выявило хеликобактерную природу гастрита у всех пациентов, причем цитологически H. pylori определялся в антральном отделе при отсутствии этого микроба в других отделах желудка.

Гистологическое исследование, проведенное до начала лечения, подтвердило активность процесса у всех пациентов основной и контрольной групп, что согласуется с данными Аруина Л. И. с соавторами [5], согласно которым гастрит, вызванный H. pylori, является активным. При этом сравнительное изучение гистологической картины биоптатов выявило однотипные структурные изменения у больных обеих групп сравнения.

Морфологические проявления соответствовали клиническому диагнозу и заключались в наличии круглоклеточной инфильтрации с примесью полиморфно-ядерных лейкоцитов в эпителии, собственной пластинке слизистой оболочки, а в ряде случаев и подслизистого слоя. Практически во всех случаях атрофии слизистой оболочки не наблюдалось. В то же время у 50 больных имела место полная кишечная метаплазия разной степени выраженности — от фокальной (в 42 случаях) до тотальной (у восьми пациентов).

Через шесть недель после лечения было проведено повторное гистологическое и цитологическое и молекулярно-биологическое обследование пациентов.

Гистологическое исследование биоптатов больных основной группы (получавшей иммуномодулятор) выявило, что у 28 из них исчезла лейкоцитарная инфильтрация не только эпителия, но и собственной пластинки слизистой оболочки, что служит доказательством перехода активного гастрита в неактивную форму.

Одновременно с этим снижалась лимфоидная и плазмоклеточная инфильтрация слизистой оболочки. Цитологическое обследование подтвердило полную эрадикацию у больных этой группы. При проведении молекулярно-биологического исследования желудочного сока методом полимеразной цепной реакции специфичных фрагментов геномной ДНК хеликобактера обнаружено не было.

В то же время при обследовании пациентов контрольной группы (не получавших иммуномодулятор) только у 18 пациентов было отмечено снижение активности гастрита, причем лейкоцитарная инфильтрация сохранялась в подслизистом слое, а в ряде случаев и в собственной пластинке слизистой оболочки. У остальных пациентов основные показатели гастрита — имеется в виду активность воспаления — остались без изменения. Кроме того, у 10 пациентов были выявлены лимфоидные фолликулы с широкими центрами размножения, причем у этих больных в отпечатках определялись кокковые формы H. pylori. При проведении молекулярно-биологического исследования желудочного сока больных контрольной группы методом полимеразной цепной реакции специфичные фрагменты геномной ДНК хеликобактера были обнаружены у 22 больных.

При сравнении клинических данных больных основной (получавшей лечение ликопидом) и контрольной групп было установлено, что в результате иммунотерапии положительные морфологические сдвиги коррелируют с субъективным улучшением самочувствия больных.

Данное исследование продемонстрировало высокую эффективность схемы лечения, включавшей иммуномодулятор как в эрадикации H. pylori, так и в восстановлении структурно-функциональных показателей слизистой оболочки желудка.

При одновременном применении иммуномодулятора и антибиотика по возбудителю наносится двойной удар — антибиотик подавляет функциональную активность возбудителя и делает его наиболее чувствительным к киллерному эффекту фагоцита, а иммуномодулятор существенно повышает функциональную активность фагоцита, активизируя его способность поглощать и убивать возбудителя [6].

Таким образом можно констатировать, что применение иммуномодулятора в комплексе с четырехкомпонентной схемой эрадикации, направленной на эрадикацию хеликобактера, «омепрозол—де-нол—амоксициллин—фуразолидон» при лечении язвенной болезни двенадцатиперстной кишки способствует значительному повышению репаративных свойств слизистой, снижает вероятность развития резистентности к антибактериальной терапии, а также влияет на эффективность эрадикации и, следовательно, приводит к ускоренному купированию патологического процесса.

Литература
  1. Иваников И. О. Клиническое значение преодоления Helicobacter pylori к антибиотикам// Материалы VIII тематической сессии Российской группы по изучению Helicobacter pylori. - 1999. - 13 с.
  2. Пинегин Б. В., Андронова Т. М. Иммунология-4. 1998. - С. 60-63.
  3. Хаитов Р. М., Пинегин Б. В. Иммуномодуляторы и некоторые аспекты их последнего применения // Клиническая медицина. - 1996. - Т. 74, 8. - C. 7-12.
  4. Пинегин Б. В., Андронова Т. М. Некоторые теоретические и практические вопросы клинического применения иммуномодулятора ликопида. Иммунология-4//В помощь практическому врачу, 1998. - С. 1-3.
  5. Аруин Л. И., Капуллер Л. Л., Исаков В. А. Морфологическая диагностика болезней желудка и кишечника. - М.: Триада-Х, 1998. - 483 с.
  6. Пинегин Б. В., Андронова Т. М. Некоторые теоретические и практические вопросы клинического применения иммуномодулятора ликопида. Иммунология-4 // В помощь практическому врачу. - 1998. - С. 1-3.

В. Б. Кузин, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Артифексова, доктор медицинских наук
В. В. Дугина
ГМА, Нижний Новгород


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт