Конституционный Суд РФ обязал установить механизм ввоза в Россию лекарств для граждан с редкими заболеваниями

 Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Б. В. Радзиевского, жителя Волгограда. В своей жалобе заявитель просит признать неконституционными ряд положений Федерального закона «О лекарственных средствах», который устана

2009-02-06 17:10:00

 

   Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Б. В. Радзиевского, жителя Волгограда. В своей жалобе заявитель просит признать неконституционными ряд положений Федерального закона «О лекарственных средствах», который устанавливает порядок государственной регистрации лекарственных средств.

   Заявитель с 1985 года страдает редким хроническим заболеванием - герпетиформным дерматитом Дюринга, для лечения которого он бесплатно получал по рецепту врача лекарственный препарат «ДДС».

   В настоящее время производство этого препарата на территории России прекращено, а закупка зарубежных аналогов не осуществляется. Приобрести их можно только за границей, ввозя в Россию в индивидуальном порядке.

   В. Б. Радзиевский неоднократно обращался с письмами в адрес Министерства здравоохранения и социального развития, к депутатам ГосДумы, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с просьбами разрешить возникшую проблему, которая касается тысяч граждан РФ. Ему отвечали, что закупка лекарственного средства зарубежного производства за счет федерального бюджета разрешена только после государственной регистрации этого препарата на территории России и включения в Государственный реестр лекарственных средств. Причем организация-разработчик этого лекарства самостоятельно должна принять решение о подаче заявления о госрегистрации средства в том или ином государстве.

   По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статье 41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, т.к. ставят обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами в зависимость от воли фармацевтических организаций и не предусматривают возможность регистрации, закупки и реализации лекарств по инициативе государства.

   Заявитель считает, что государство обязано принимать все меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права полностью, включая возможность пользоваться необходимыми лекарствами независимо от страны-производителя.

   Конституционный Суд РФ в своем Определении 675-О-П подчеркнул, что положения Федерального закона «О лекарственных средствах» не могут рассматриваться как ущемляющие конституционные права граждан, т.к. требование обязательной госрегистрации лекарственных средств само по себе не препятствует в реализации гражданина его права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

   Однако Конституционный Суд РФ в своем определении указывает, что не порядок регистрации лекарственных средств, а «ситуация, обусловленная отсутствием в РФ таких препаратов, при которой данная категория граждан оказалась в худшем по сравнению с большинством населения положении в отношении обеспечения доступности лекарственных средств, затрагивает права этих граждан и не может быть признана терпимой в РФ как демократическом правовом социальном государстве.

   Исходя из конституционных принципов справедливости и равенства, органам законодательной и исполнительной власти РФ надлежит исправить сложившуюся ситуацию, с тем, чтобы гарантировать правомерный доступ граждан, страдающих редкими заболеваниями, к соответствующим лекарственным средствам, установив специальный нормативный и организационно-правовой механизм ввоза таких препаратов на территорию РФ и правил их оборотоспособности».

   Заместитель руководителя секретариата КС Владимир Сивицкий, комментируя решение суда, добавил, что председатель КС РФ Валерий Зорькин обратился к руководству правительства и Госдумы с тем, чтобы законодательно обеспечить исполнение решения суда.

«Hасколько я знаю, министерству юстиции дано поручение подготовить предложения по этому вопросу», - сказал В. Сивицкий.