8 июля 2008 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся Круглый стол "Как сделать достижения фарминдустрии доступными для российских граждан"

8 июля 2008 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся Круглый стол "Как сделать достижения фарминдустрии доступными для российских граждан"

2008-07-11 16:29:00

 

 

 

  Одной из главных проблем современного фармацевтического рынка России является вопрос доступности качественных эффективных лекарств для населения. Инновационные оригинальные препараты, как правило, дороги, поскольку на их цену влияет не только стоимость производства, но также многочисленных исследований, клинических испытаний и прочих работ, связанных с созданием принципиально нового препарата. В результате далеко не все пациенты имеют возможность воспользоваться новейшими разработками фармацевтической индустрии, что значительно снижает качество получаемого ими лечения. Решение этой проблемы - важнейшая задача, стоящая сегодня перед органами государственной власти и Правительством РФ.

   В работе Круглого стола приняли участие:; Председатель Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике Валентина Александровна Петренко; Заместитель Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Елена Алексеевна Тельнова; Зав. лабораторией фармакоэкономики НИИ фармации Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, доктор фармацевтических наук, профессор Роза Исмаиловна Ягудина; доктор медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ онкологии имени А.И.Герцена Борис Яковлевич Алексеев; Директор по взаимодействию с органами власти компании Pfizer Inc. Стефани Хеннинг и др. представители государственной власти, бизнеса и общественных организаций.

   Участники круглого стола обсудили необходимость реформирования системы лекарственного обеспечения: в первую очередь нужно провести анализ заболеваемости в стране, определить группы пациентов для приоритетного получения льготной лекарственной помощи, выработать принципы эффективного ценообразования и со-оплаты лекарственных препаратов, сформировать прозрачную систему включения тех или иных препаратов в программы ограниченного лекарственного обеспечения, которая бы учитывала фармакоэкономические свойства препаратов; создать регистры назначения ЛС по заболеваниям.

   Е. А. Тельнова отметила важность развития российского инновационного производства, а также подчеркнула, что цена препаратов не должна быть главным критерием при принятии решения об их закупке в рамках государственных программ льготного лекарственного обеспечения - необходимо учитывать и показатели эффективности, безопасности и т.д.

   Р. И. Ягудина рассказала о том, что в мире существует 6 лекарственных практик, которые включают: контроль цен, распределение стоимости (этот механизм особенно важен для работы с инновационными препаратами), референтное ценообразование, возврат оплаты, стимулирование надлежащей практики выписывания ЛС, политику в отношении непатентованных ЛС. Р.И.Ягудина также обратила внимание на тот факт, что недопустимо руководствоваться одним лишь ценовым принципом при выборе ЛС - необходимо соблюдать баланс между стоимостью и эффективностью препаратов. Это особенно важно, учитывая, что лекарственная терапия сегодня является приоритетным видом лечения, поэтому здоровье и жизнь пациентов находятся в прямой зависимости от доступности им эффективных инновационных лекарственных препаратов.

   Б. Я. Алексеев сообщил, что одной из острейших проблем современной медицины являются онкологические заболевания, эффективная терапия которых возможна только с применением инновационных лекарственных средств. Для некоторых видов рака, в частности рака почки, выбор терапии довольно ограничен, вот почему появление нового эффективного средства имеет важнейшее социальное значение, и обеспечить его доступность пациентам - первостепенная задача. Так, например, в 2007 г. в России был зарегистрирован новый препарат компании Pfizer с действующим веществом сунитиниб, предназначенный для лечения метастатического рака почки и некоторых опухолей желудка. Препарат уже доказал свое беспрецедентное преимущество перед стандартной терапией: он способен продлевать жизнь и поддерживать высокое качество жизни даже больных раком почки в 4-й стадии при наличии метастаз. Б. Я. Алексеев отметил, что нужно выделить категории пациентов, кому необходимы инновационные препараты, и создать эффективные механизмы обеспечения пациентов этими лекарствами.

   С. Хеннинг рассказала о системах и принципах обеспечения доступности инновационных лекарств для пациентов в европейских странах и США. В частности, она отметила, что в Евросоюзе действуют строгие правила в рамках т.н. «Директивы о прозрачности», согласно которым европейские страны обязаны использовать объективные критерии и предоставлять обоснованные решения касательно того, стоимость каких именно лекарств будет возмещаться в рамках систем здравоохранения этих стран. Этот прозрачный, основанный на ясных правилах, процесс обеспечивает предсказуемость, которая необходима фармацевтическим компаниям для определения приоритетности снабжения России инновационными препаратами. Процесс одобрения регулирующими органами новых препаратов также дает возможность ускорить доступ к ним пациентов: так, например, Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) создало двухъярусную систему рассмотрения заявок на регистрацию ЛС, которая предусматривала приоритетный процесс рассмотрения жизненно важных препаратов, альтернативы которым не существует (6 месяцев - в отличие от 10 месяцев стандартного рассмотрения). С. Хенниг подчеркнула, что компания Pfizer надеется на сотрудничество с Правительством России с целью выработки совместных решений, направленных на повышение доступности важнейших инновационных лекарств для российских пациентов.

   Участники Круглого стола пришли к выводу, что необходимым элементом системы лекарственного обеспечения должна стать оценка медицинской, экономической и социальной эффективности ЛС. Данная оценка лекарств, в том числе инновационных, должна проводиться независимо, прозрачно и единообразно, при участии всех заинтересованных сторон: производителей, представителей медицинского сообщества, организаторов здравоохранения, контролирующих органов, пациентов. Необходимо также расширить перечень нозологий за счет включения в него онкологических заболеваний и сахарного диабета. Важно предусмотреть ускоренные процедуры регистрации и сертификации инновационных ЛС для лечения таких заболеваний, а также необходимость включения именно инновационных ЛС в соответствующие стандарты лечения.

   Расходы на здравоохранение являются инвестированием в человеческие ресурсы страны и, следовательно, двигателем экономического роста. Если научно-исследовательская индустрия и государство становятся стратегическими партнерами, осознающими ценность инновационных лекарств для человека, общества и государства в целом, то результатом этого партнерства становится улучшение показателей здоровья населения и, как следствие, экономический рост государства.

   По итогам Круглого стола будут подготовлены Рекомендации Президенту и Правительству РФ, направленные на повышение уровня доступности высокоэффективных лекарственных препаратов для граждан Российской Федерации.