Может ли депрессия быть "заразной" и передаваться от учителя к ученику?

Традиционно большое внимание к профилактике депрессивных и тревожных расстройств у детей уделяется в общеобразовательных учреждениях


Примерно половина психических расстройств начинается в детском и подростковом возрасте, а их распространенность составляет около 15%. В этой возрастной группе наиболее распространенными состояниями, связанными с нарушениями психики, являются депрессивные и тревожные расстройства.

Проблема психического здоровья детей не теряет своей актуальности. При отсутствии принятия своевременных мер динамика психических расстройств может сохраняться и даже ухудшаться. Несмотря на прогресс в лечении депрессивных и тревожных расстройств, большое внимание традиционно уделяется профилактике этих состояний, и одну из главных ролей в этом играют общеобразовательные учреждения.

Более высокая эффективность в профилактике психических нарушений у детей достигается при участии в работе внештатных специалистов, даже если они работают в стенах школы. Эффективность работы локального персонала в этом вопросе оценивается гораздо ниже.

В то же время необходимо оценивать вклад учителей, проводящих с детьми наибольшее количество времени. Согласно результатам проведенного исследования, депрессивные состояния у учителя снижают его вовлеченность в учебный процесс и степень контакта с учениками, что может привести к снижению заинтересованности детей и развитию у них тревожных и депрессивных состояний.

По мнению авторов исследования, также необходимо выделять понятие эмоционального труда – это акт регулирования своих эмоций для удовлетворения требований окружающей среды. Основные стратегии эмоционального труда подразумевают поверхностное или глубокое действие: в первом случае люди демонстрируют поведение и эмоции, требуемые окружающей средой, но сами их не испытывают, во втором случае – не только отображают эмоциональное состояние, но и испытывают эти чувства на личном уровне.

Так как работа учителя требует значительных ментальных затрат, акт обучения содержит типичные черты эмоционального труда. Считается, что учителя могут регулировать свои депрессивные эмоции и тревожные состояния посредством эмоционального труда. Благодаря тому, что учителя способны скрывать свои плохие эмоции, депрессия учителей с меньшей вероятностью передается ученикам. Авторы исследования считают, что в рамки проводимых программ по профилактике депрессивных и тревожных расстройств у учеников также необходимо включать и самих учителей.

 

Источник: Wu, Wenfeng, and Yongbiao Lu. Is Teachers' Depression Contagious to Students? A Study Based on Classes' Hierarchical Models // Frontiers in Public Health. 2022

 


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт