Новый метод прогнозирования менингиом оказался более точным в сравнении с гистологической классификацией ВОЗ

Молекулярная классификация опухолей все чаще становится доминирующим подходом в сравнении с гистологическим исследованием. Новый подход к классификации менингиом может существенно повлиять на ведение пациентов с этим онкологическим заболеванием.

Достоверное прогнозирование рецидивирования менингиомы является сложным и в ряде случаев даже непредсказуемым процессом. В новом исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, учеными была предпринята попытка улучшить качество прогнозирования у пациентов с этим новообразованием.

В ходе работы было проанализировано 365 образцов менингиомы при помощи различных методов молекулярного профилирования — и удалось выделить 3 биологические группы, одна из которых проявляет определенные свойства злокачественности.

Актуальная рекомендация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяет 3 категории менингиом: степень 1 (доброкачественные), степень 2 (атипичные) и степень 3 (злокачественные). Эта классификация базируется на гистологии опухоли и с определенным успехом способна оценивать вероятность рецидива, но не всегда достаточно точно. К примеру, встречаются случаи рецидивирования минингиом степени 1, несмотря на полную резекцию опухоли.

Авторы работы использовали 3 молекулярно-генетических метода: полногеномное секвенирование, РНК секвенирование и оценку числа копий гена. Согласно полученным данным, отчетливо удалось выделить 3 различные группы — A, B и C, которые не соответствовали классификации ВОЗ, но при этом обладали более высоким уровнем предиктивности.

Вторая часть исследования была посвящена изучению роли генетических изменений в каждой из прогностических групп. Авторам удалось выяснить, что наиболее агрессивные опухоли типа C чаще характеризовались изменением числа копий гена, в частности, потерей короткого плеча хромосомы 1 (1p).

Молекулярная классификация опухолей все чаще становится доминирующим подходом в сравнении с гистологическим исследованием. Так, молекулярно-генетические методы стали основополагающими для глиом и медуллобластом, вытеснив гистологию.

Новый подход к классификации менингиом может существенно повлиять на ведение пациентов с этим онкологическим заболеванием за счет более точного прогнозирования заболевания, а также открывает новые возможности по изучению новых методов лечения этих опухолей.

Источник: Bayley JC et al. Multiple approaches converge on three biological subtypes of meningioma and extract new insights from published studies. Science Advances. 2022.