Псевдоэпилептические приступы – маркер высокого риска развития психических расстройств у детей и подростков

Ученые проанализировали заболеваемость и распространенность психических нарушений среди детей и подростков, страдающих психогенными неэпилептическими приступами.


Псевдоэпилептические приступы (ПЭП; псевдосудороги) – психогенные пароксизмальные состояния (МКБ-10: группа конверсионных расстройств, диссоциативные конвульсии (судороги); DSM-IV: группа соматоформных нарушений), не сопровождающиеся характерными изменениями электрофизиологической активности мозга, но по своим внешним проявлениям напоминающие приступы эпилепсии. На долю ПЭП приходится 20–30% случаев обращений пациентов с диагнозом резистентной эпилепсии. Кроме того, ПЭП являются наиболее распространенной церебральной патологией среди детей, а в общей популяции псевдосудороги диагностируются в 1.5 из 100 000 случаев.

Появляется все больше данных, позволяющих считать ПЭП маркером психических нарушений. В частности, результаты национального когортного исследования, опубликованного в журнале Neurology, показали, что наличие ПЭП у детей и подростков служит предиктором развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности, расстройств аутистического спектра и соматических расстройств.

В исследовании приняли участие здоровые (контрольная группа; n=1920) и с диагностированной эпилепсией (n=1152) или ПЭП (n=384) дети и подростки. Диагноз ПЭП был установлен в возрасте от 5 до 17 лет в период с 1996 по 2014 г. Критерием исхода служили показатели заболеваемости (инцидентности) – вероятности возникновения новых случаев заболевания в популяции риска за период исследования – и распространенности (превалентности) – числа всех случаев заболевания (как новых, так и присутствующих на момент начала исследования) в определенный момент времени.

Заболеваемость рассчитывается как отношение новых случаев заболевания, зарегистрированных за установленный период времени (напр., за период исследования), к количеству пациентов в популяции риска. Показатель распространенности учитывает все заболевания, которые имеются на данный момент времени, и рассчитывается как отношение количества всех присутствующих в определенный (непродолжительный) период времени случаев заболевания к численности популяции риска.

Распространенность и заболеваемость психическими расстройствами среди пациентов с ПЭП составили 39.8% (n=153) и 39.1% (n=150), соответственно. По сравнению с контрольной группой и группой детей и подростков с эпилепсией, диагноз ПЭП был связан с увеличением заболеваемости (скорректированное отношение рисков, cОРПЭП/эпилепсия 2.33; 95% ДИ [1.92–2.83]; cОРПЭП/контроль 8.37; 95% 95% ДИ [6.31–11.11]) и распространенности (cОРПЭП/эпилепсия 1.87; 95% ДИ [1.59–2.21]; cОРПЭП/контроль 5.54; 95% % ДИ [4.50–6.81]) психических нарушений.

Таким образом, ПЭП является независимым и более сильным, чем эпилептические приступы, предиктором развития психических нарушений, что указывает на необходимость создания новых подходов к своевременной профилактике и медикаментозной терапии психических заболеваний у детей и подростков.

Источник: Hansen A.S. et al. Psychiatric Disorders in Children and Adolescents With Psychogenic Nonepileptic Seizures // Neurology 2021; DOI:10.1212/WNL.0000000000012270
 





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт