Здоровая растительная диета до беременности снижает риск развития гестационного сахарного диабета

Однако выраженность эффекта зависит от значений индекса массы тела до беременности и доли цельных растительных продуктов в рационе.


Гестационный сахарный диабет (ГСД) встречается у 5–7% беременных женщин. У 40% пациенток, перенесших ГСД во время беременности, в течение 10 лет развивается сахарный диабет 2 типа (СД2), а при значениях индекса массы тела (ИМТ) выше 30 кг/м2 риск СД2 увеличивается на 50%. Кроме того, ГСД способствует повышению кардиометаболического риска и вероятности осложнений при беременности, а также служит предиктором развития метаболических нарушений, в частности ожирения, у ребенка.

Появляется все больше данных об эффективности растительной диеты в снижении риска хронических и метаболических заболеваний, в том числе СД2 и сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые из школы общественного здравоохранения Гарвардского университета предположили, что вегетарианская диета с преобладанием растительных продуктов – фруктов, овощей и цельных злаков – до беременности может способствовать снижению риска ГСД, а смешанная диета, наоборот, повышать вероятность развития заболевания. Исследователи проанализировали данные 15 999 женщин в возрасте 25–44 лет, собранные в рамках проспективного исследования Nurses' Health Study II в период с 1991 по 2001 год. Каждые 2 и 4 года участницы проходили опрос об уровне физической активности и рационе питания, соответственно.

Для оценки частоты употребления и количества продуктов растительного и животного происхождения использовали индекс растительной диеты (plant-based diet index, PDI). На основании средних значений индекса PDI испытуемые были разделены на пять групп. Максимальное значение PDI в пятой группе (PDI=63) отражало наиболее высокий уровень потребления растительных продуктов и отсутствие в рационе продуктов животного происхождения; минимальное значение индекса в первой группе (PDI=46) соответствовало наименьшему количеству растительных продуктов и преобладанию продуктов животного происхождения. Физическая активность составляла от 20 до 29 метаболически эквивалентных часов в неделю; уровень потребляемых калорий варьировал от 1500 до 2100 кал/день в первой и пятой группах, соответственно.

По результатам исследования ГСД был выявлен в 891 из 22 524 случаев беременности. Значения индекса PDI отрицательно коррелировали с риском ГСД (относительный риск в пятой vs первой группе, ОР 0.75; 95% ДИ [0.62, 0.92], Р=0.01). По сравнению с первой группой, в группе с высоким уровнем потребления растительных продуктов риск развития ГСД снижался на 30% (ОР 0.70; P=0.0004) после стандартизации данных по возрасту, демографическим характеристикам, показателям образа жизни, диетическим факторам и уровню употребления алкоголя. Однако стандартизация данных по значению ИМТ до беременности вызывала снижение выраженности эффекта до 19% (ОР 0.87; ДИ [0.71, 1.06], P=0.03).

Каждые дополнительные 10 баллов по шкале значений индекса PDI были связаны со снижением риска ГСД на 13%. Примечательно, что употребление продуктов животного происхождения, а значит и более низкие значения PDI, не служили предикторами высокого риска ГСД.

Существенным ограничением исследования является отсутствие данных о питании женщин во время беременности, а также анализ корреляционной, но не причинно-следственной связи. Ученые также не оценивали риски и долгосрочные эффекты вегетарианской диеты, в том числе нутритивный статус матери и ребенка.

 

Источник: Chen Z. et al. 189-OR: Prepregnancy Plant-Based Diet and the Risk of Gestational Diabetes Mellitus: A Prospective Cohort Study of 15,999 Women // Diabetes. American Diabetes Association, 2020. Vol. 69, № Supplement 1. DOI: 10.2337/db20-189-OR





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт