Жестокое обращение в детстве изменяет активность миндалевидного тела, которое отвечает за эмоциональную реактивность у взрослых

Жестокое обращение с детьми может быть предиктором недостаточной или избыточной активации миндалевидного тела – зоны мозга, связанной с эмоциональными реакциями


Детский и подростковый возраст – критические периоды развития и созревания биологических, когнитивных и психических функций, и именно в это время организм наиболее чувствителен к воздействиям факторов окружающей среды. Жестокое обращение с детьми может быть предиктором недостаточной или избыточной активации миндалевидного тела – зоны мозга, связанной с эмоциональными реакциями, в частности, чувством страха и активным вниманием.

Гиперактивация миндалевидного тела сопровождает симптомы тревожности и сниженную эмоциональную реактивность, характерные для посттравматического стрессового расстройства и фобий. Недостаточная активация данной области приводит к нарушению процессов принятия решений и притуплению чувств страха и настороженности, что характерно для пациентов с кондуктивным расстройством.

В исследовании с использованием метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), опубликованном в JAMA Psychiatry, ученые исследовали связь между жестоким обращением в раннем детстве (характером и периодом воздействия) и активностью миндалевидного тела в задании на распознавание эмоций у 202 взрослых испытуемых (средний возраст 23.2 года), которые ранее не сталкивались с насилием, либо сталкивались с жестоким обращением различного характера и степени.

Так, выяснилось, что физическое насилие в раннем детстве и издевательства со стороны сверстников в подростковом возрасте по-разному влияют на характер активации миндалевидного тела при распознавании эмоций страха и злости. Негативное воздействие в возрасте от 3 до 6 лет связано с недостаточной активацией миндалины у взрослых, в то время как избыточная активность этой области наблюдалась у участников, столкнувшихся с жестоким обращением в возрасте от 13 до 15 лет.

Другими словами, направленность функциональных изменений мозговой активности определяется не только силой и типом воздействия, но и периодом развития, в которое оно произошло. Понимание роли различных стрессовых факторов в формировании адаптивного ответа структур мозга, участвующих в регуляции эмоциональных реакций, является основополагающим шагом для разработки мер профилактики и своевременной коррекции психических нарушений, к которым люди наиболее уязвимы в критические периоды развития.

 

Источник: http://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2019.0931

Все новости и обзоры - в нашем канале на «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь




Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт