Изучение экспрессии генов в клетках мозга после смерти

Результаты исследования указывают на ряд удивительных изменений, в том числе на обнаруженные "зомби-гены"

В течение нескольких часов после смерти некоторые клетки головного мозга продолжают находится в активном состоянии. Часть из них даже значительно увеличивает свою активность.

Это открытие представлено сотрудниками Университета Иллинойса в Чикаго. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Коллектив авторов анализировал экспрессию генов в тканях мозга, полученных во время рутинной нейрохирургии. Это проводилось несколько раз для того чтобы имитировать разные интервалы после смерти (в течение 24 часов). Оказалось, что некоторые гены усиливали свою экспрессию в этот период времени.

Эти "зомби-гены" были специфичны для одного типа клеток – воспалительных глиальных клеток. После "смерти" на протяжении нескольких часов они продолжали расти и расширять сеть своих отростчатых структур.

Это открытие достаточно логично укладывается в функции глиальных клеток, поскольку их основная задача заключается в очищении окружающих тканей от продуктов метаболизма после различных повреждений. Более важен другой контекст нового открытия: большинство исследований, проводящихся на тканях мозга, которые были получены пост-мортем, ставят перед собой цель определить эффективность различных препаратов для лечения психоневрологических заболеваний (например, аутизм, шизофрения, болезнь Альцгеймера и другие), но в этих исследованиях не учитывается тот факт, что после смерти некоторые гены и клетки остаются еще активными.

Согласно полученным данным, около 80% проанализированных генов оставались относительно активными в течение 24 часов – их экспрессия не подвергалась сильным изменениям. Среди них были и так называемые "гены домашнего хозяйства", ответственные за наиболее базовые клеточные функции. В то же время другая группа генов, ответственная за такие процессы как память, мышление и патологическая судорожная активность, резко деградировала в течение нескольких часов. Именно эти гены могут быть крайне важны для исследователей, изучающих шизофрению, болезнь Альцгеймера и эпилепсию. Третья группа генов, "зомби-гены", увеличивали свою активность, пик которой приходился на 12 часов пост-мортем.

Данное открытие вносит важный вклад в биологический контекст доклинических исследований, посвященных изучению психоневрологических заболеваний.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41598-021-85801-6