Новый подход в контроле хронической боли

Открыт прежде неизвестный механизм контроля болевых ощущений при помощи астроцитов спинного мозга

Японским исследователям удалось открыть прежде неизвестный механизм контроля болевых ощущений при помощи группы клеток, находящихся в спинном мозге. Это открывает новые перспективы для потенциальной мишени в терапии хронической боли.

Нейроны – самые известные и обсуждаемые клетки центральной нервной системы, хотя для ее полноценной работы не меньшую роль играют поддерживающие клетки, которые были впервые обнаружены еще в середине XIX века. Глиальные клетки (от греческого слова "глия" – "клей") выполняют куда больше функций, чем принято считать. Среди различных типов глиальных клеток в наибольшем количестве встречаются астроциты, но, в отличие от нейронов, их функции изучены в меньшей степени.

Профессор Макото Цуда со своей командой из университета Кюсю обнаружили уникальную популяцию астроцитов в спинном мозге, которые, по-видимому, отвечают за гиперчувствительность к боли. Они локализуются в двух наружних слоях серого вещества – в поверхностной пластинке дорсальных рогов. Астроциты этой локализации известны своим свойством переносить сенсорную информацию о механическом давлении, боли и температуре.

В эксперименте на мышиной модели было показано, что стимуляция норадренергических нейронов, передающих сигналы из голубого пятна в стволе мозга в дорсальные рога спинного мозга, активирует астроциты, что приводит к болевой гиперчувствительности.

Это опровергает устоявшееся мнение, что нисходящие норадренергические нейроны голубого пятна подавляют передачу боли в дорсальных рогах. С учетом полученных данных, можно предположить, что подавление сигналов астроцитов при помощи норадреналина усилит эффект обезболивающих средств при хронической боли.

Чтобы проверить данную гипотезу, исследователи провели эксперимент на мышах, в которых ответ астроцитов на норадреналин был селективно ингибирован; при этом лабораторным животным вводили дулоксетин – анальгетический препарат, повышающий уровень норадреналина в спинном мозге. В результате показатели выраженности боли улучшались на фоне действия этого препарата, что дополнительно подтверждало новую роль астроцитов.

Авторы исследования планируют провести ряд дополнительных экспериментов с препаратами других групп для окончательного подтверждения роли астроцитов в качестве терапевтической мишени для хронической боли.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41593-020-00713-4