Статины заставляют "голодать" некоторые виды раковых клеток

По данным экспериментальной работы, проведенной на клеточной культуре, статины воздействовали на фермент, подавляющий рост опухолевой ткани

В России более 50% взрослого населения имеют повышенный уровень холестерина и около трети из них принимают статины. В эксперименте, проведенном в лаборатории института Johns Hopkins Medicine, было обнаружено, что эта распространенная группа препаратов также способна уменьшать риски развития агрессивного рака предстательной железы.

Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Результаты данного исследования соотстветствуют ранее полученным данным о ценных свойствах статинов в борьбе с некоторыми формами рака. По эпидемиологическим данным, у пациентов, длительно принимающих статины, реже встречаются агрессивные формы рака и онкологические заболевания в целом.

Авторы начали проводить исследование около 2500 одобренных FDA препаратов для оценки их способности уничтожать генетические измененные клетки с онкомутацией в гене PTEN (ген, кодирующий фермент, отвечающий за подавление роста опухоли). Среди этих препаратов статины, а в особенности питавастатин, продемонстрировали наиболее высокие показатели. Большинство других лекарственных средств не оказывали эффекта на раковые клетки, либо убивали и здоровые, и патологически измененные клетки. Определенные концентрации питавастатина вызывали смерть во всех генетически измененных клетках, но при этом затрагивали только единичные нормальные клетки.

Предположительный молекулярный субстрат этого эффекта – геранилгеранил пирофосфат (GGPP), связывающий клеточные белки с мембранами. При добавлении в клеточную культуру с мутацией в гене PTEN питавастатина и GGPP, эффекты воздействия статина на раковые клетки значительно ослаблялись.

При изучении клеточной культуры под микроскопом ученые обратили внимание, что раковые клетки со статинами практически не двигались. Использование флюоресцентных меток позволило обнаружить, что эти клетки практически не поглощают белки и, по словам авторов, "голодают до смерти".

В дальнейшем планируется продолжить исследование эффектов статинов на раковые клетки, а также соединений, блокирующих GGPP.

Источник: http://dx.doi.org/10.1073/pnas.1917938117