Обнаружены новые побочные эффекты ибупрофена

В журнале Scientific Reports опубликованы данные о гепатотоксичности препарата в in vivo исследовании, а также об гендерных отличиях побочных эффектов

Распространенный НПВС-препарат ибупрофен может иметь больше гепатотоксичных побочных эффектов, чем предполагалось ранее. Данные результаты получены из in vivo исследования от Калифорнийского университета. Также в нем подчеркиваются различия в побочных эффектах, определенных на мужских и женских особях лабораторных животных. Работа опубликована в Scientific Reports.

Ибупрофен является одним из самых распространенных НПВС, отпускаемых без рецепта. "Хорошо изучены побочные эффекты, связанные с воздействием на сердце и увеличением риска инсульта, но воздействие на печень исследовано в меньшей мере", – сообщает один из авторов работы, профессор Aldrin Gomes из Отдела нейробиологии, физиологии и поведения Колледжа биологических наук Дейвиса, Калифорния.

В эксперименте мыши получали среднюю дозу ибупрофена в течение недели – эквивалент ежедневного приема 400 мг для человека. Затем исследователи применили массовую спектрометрию для изучения метаболических изменений в гепатоцитах. Было обнаружено, что ибупрофен взывает множественные изменения в экспрессии синтеза различных протеинов. Ибупрофен вызывал изменения по меньшей мере в 34 различных метаболических путях у мышей, в том числе изменения метаболизма аминокислот, гормонов, витаминов, а также активных форм кислорода. При этом перекись водорода вызывает стрессорные изменения в клетках.

Также исследователи обнаружили различие в побочных эффектах на мужские и женские особи мышей – в некоторых случаях наблюдались даже противоположные эффекты. Например, у протеасом – систем метаболизма продуктов клеточной жизнедеятельности,в которых он усиливал активность цитохрома P450, участвующего в нейтрализации лекарственных средств, у женских особей, но уменьшал эту активность у мужских. Это означает, что препараты, принимаемые совместно с ибупрофеном, могут циркулировать в кровотоке мужских особей животных дольше, чем у женских.

Чрезмерное использование НПВС, в частности ибупрофена, является распространенным среди пациентов явлением, поэтому результаты данного исследования являются актуальной информацией для врачей терапевтического профиля.

Источник: http://dx.doi.org/10.1038/s41598-020-60053-y