Резистентность опухолевых клеток к лучевой терапии удалось победить

Ученые Центра изучения рака Людвига рассмотрели механизм, отвечающий за развитие устойчивости, и показали, как ее предотвратить.

Рецепторы, лиганды, клеточная мембрана
Изображение: PharmaFactz

Как сообщает Newswise, исследователи из Центра изучения рака Людвига (Ludwig Cancer Research) обнаружили новый механизм, отвечающий за развитие резистентности опухолей к радиотерапии. На сегодняшний день это осложнение развивается у каждого третьего пациента, проходящего курс лучевой терапии. Возможность преодолеть устойчивость могла бы значительно упростить ведение таких больных и улучшить их прогноз. Работа, описывающая механизм и проведенное исследование, опубликована в журнале Nature Communications.

Ответ на радиотерапию во многом зависит от работы сигнального пути STING. Воздействие радиации на клетки опухоли вызывает повреждение ДНК. Сигнальные молекулы STING обнаруживают их фрагменты и запускают воспалительную реакцию. К этой области затем стягиваются клетки иммунной системы, атакующие и разрушающие опухоль.

Впрочем, по словам Ральфа Вайхсельбаума (Ralph Weichselbaum), одного из ведущих авторов работы и члена совета директоров Центра Людвига в Чикаго, избыточная активация воспалительного ответа может снизить активность иммунной системы, приводя к неэффективности терапии. При длительной активации STING-сигналинга происходит значительное увеличение числа моноцитарных миелоидных супрессорных клеток (M-MDSC) в зоне опухоли. Они препятствуют развитию иммунного ответа, и клетки опухоли выживают.

Привлечение M-MDSC в зону опухолевого роста объясняется активацией расположенного на их поверхности рецептора CCR2. При активации STING на поверхности опухолевых клеток появляются молекулы, связывающиеся с рецептором CCR2. За счет этого и увеличивается миграция CCR2 в эту область. При этом интенсивность миграции напрямую связана с продолжительностью STING-сигналинга.

Исследователи показали, что у мышей, лишенных рецептора CCR2 на поверхности M-MDSC, не развивалась резистентность к лучевой терапии независимо от ее продолжительности. Применение антител к рецептору позволило добиться такого же результата и у мышей контрольной группы, рецептор которых был исправен.

Полученный результат демонстрирует эффективность комбинации средств, активирующих сигнальный путь STING и подавляющих работу CCR2-рецепторов. На сегодняшний день как активаторы STING, так и ингибиторы CCR2 находятся в разработке. Такая комбинация может свести на нет проблему резистентности и будет широко востребована в реальной клинической практике.