Хламидии разрушают противораковый щит организма

Инфекции, вызванные бактерией Chlamydia trachomatis, нередко остаются незамеченными. Между тем, этот патоген не только распространенная причина мужского бесплодия, но и, как подозревают ученые берлинского Института инфекционной биологии им. Макса Планка, фактор повышения риска рака желудка.

В ходе экспериментов исследователи выяснили, что инфицируя клетки, бактерия вызывает в них разрушение белка p53, суппрессора образования злокачественных опухолей, инициатора программируемой клеточной смерти. Как объясняют ученые, практически в каждой клетке каждодневно происходят сотни мутаций. Белок p53 ограничивает изменения генома - клетка либо восстанавливает поврежденную ДНК, либо, если это невозможно, запускает «программу самоуничтожения». Тем самым клетки защищаются от развития рака.

Но как выяснили немецкие ученые еще в прошлом году, хламидийные инфекции вызывают резкое увеличение уровня мутаций. Активация программируемой клеточной смерти была бы фатальной и для хламидии, поскольку бактерия может размножаться только в клетках-хозяевах, у которых она заимствует питательные вещества. Чтобы защититься, микроорганизм блокирует программу клеточного суицида, разрушая p53. Это делается путем активации метаболического пути, уже имеющегося в клетках, выяснили ученые.

Деградация p53 также наблюдается при заражениях папилломавирусом человека, являющегося причиной рака шейки матки, отмечают исследователи.