Ранняя диагностика болезни Альцгеймера

В международном клиническом исследовании, представленном на 57 ежегодном конгрессе SNM, который прошел 5-9 июня в Солт-Лейк-Сити (США, штат Юта), был изучен новый радиофармацевтический препарат, который может быть еще одним крупным открытием, способным решить проблему ранней диагностики болезни Альцгеймера – медленно прогрессирующего, нейродегенеративного заболевания, которое приводит к фатальному исходу. Новый радиофармацевтический препарат используется для методики молекулярной визуализации, осуществляемой с помощью позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ). В основе метода лежит связывание Флорбетабена с бета-амилоидом - природным белком, который образуется в головном мозгу и накопления которого считаются предшественником болезни Альцгеймера. Целью ученых было довести до совершенства метод визуализации, основанный на обнаружении бета-амилоида, и внедрить его в практику наряду с новыми методами лечения, которые могут потенциально замедлить или приостановить прогрессирование заболевания до того, как разовьются необратимые поражения и возникнет деменция.

Болезнь Альцгеймера делает человека инвалидом, повреждая, и, в конце концов, полностью разрушая нейроны головного мозга, что в итоге приводит к полному нарушению работы критически важных центров головного мозга, которые контролируют память и мышление, а также двигательные навыки и регулируют функцию остальных жизненно важных органов. Раньше установление точного диагноза болезни Альцгеймера представляло значительные трудности и было возможным только после смерти. Сложность в том, что существуют различные формы деменции, и процесс прижизненной диагностики может занять не один год. Новый радиофармацевтический препарат, носящий название Флорбетабен, обеспечивает непосредственную визуализацию бета-амилоида, играющего ключевую роль в патогенезе, или иными словами, в развитии этого заболевания. Контроль отложений и распространения бета-амилоида в головном мозге при помощи методики молекулярной визуализации может оказать помощь клиницистам в установлении факта прогрессирования болезни и позволит получить информацию о значении бета-амилоида на клеточном и молекулярном уровне.

В этом исследовании диагностику с использованием Флорбетабена и ПЭТ в 18 центрах на 3 континентах прошли 81 пациент с подозрением на болезнь Альцгеймера и 69 здоровых лиц в возрасте от 55 лет и старше. Целью исследования было установление возможности использования этого радиофармпрепарата для диагностики болезни Альцгеймера как визуально, так и с использованием количественных методик при сравнении с участками головного мозга, не содержащими амилоид, которые использовались в качестве контроля. Для обоих методов была выявлена высокая точность при диагностике заболевания. В настоящее время также используется или находится на этапе разработки другие препараты, позволяющие выявить бета-амилоид, при этом для обнаружения интересующего белка используются различные молекулы. Однако Флорбетабен и другие фторсодержащие соединения могут эффективно использоваться в практике в связи с их широким применением в области молекулярной визуализации и высокой доступностью.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время во все мире болезнью Альцгеймера поражены 18 миллионов человек. Предполагается, что к 2025 году это число практически удвоится.