Оптимизация диагностики и лечения желчнокаменной болезни у детей

За период 1997–2017 гг. выполнена диагностика и лечение 87 детей с желчнокаменной болезнью, которые поступили в РДКБ г. Уфы и ГДКБ № 17. Была разработана и внедрена методика компьютерной томографии с холекинетиком, которая была применена у 46 пациентов с




Optimization of diagnostics and treatment of cholelithiasis in children V. G. Alyangin, V. U. Sataev, V. V. Alyangina

Within the period from 1997 to 2017, diagnostics and treatment were performed on 87 children with cholelithiasis, who were admitted to the District Children’s Clinic of Ufa and City Children’s clinic no. 17. The method of computer tomography with cholekinetic was developed and implemented, and applied on 46 patients with cholelithiasis (CL). It was also revealed that it has a number of advantages as compared to traditional methods of radiodiagnostics, and is one of key criteria in defining indications for surgical treatment of children with CL.

В последнее десятилетие уровень заболеваемости желчнокаменной болезнью (ЖКБ) детей не снизился, более того, вырос с 0,1% до 1% от всей гастродуоденальной патологии детского возраста [1, 2].

Диагностика ЖКБ у детей без использования лучевых методов исследования представляет определенные трудности из-за схожести клинических симптомов и частого наложения заболеваний гастродуоденальной и гепатобилиарной систем [3]. Наиболее распространенный метод диагностики ЖКБ — ультразвуковой. Но и он имеет свои ограничения: не всегда удается оценить функциональное состояние, степень органических поражений желчного пузыря и главное — структуру конкремента. Следовательно, опираясь только на один этот метод, невозможно объективно определить тактику лечения. Неслучайно многие авторы настаивают на проведении продолжительного консервативного лечения и диспансерного наблюдения [4].

Сторонники хирургического лечения дискутируют по поводу сроков операции, а также выбора и способа оперативного вмешательства [5].

В связи с этим представляется актуальным использование дополнительных, конкретизирующих методов диагностики, а также выбор оптимального подхода при лечении детей с ЖКБ.

Целью данной работы было улучшение результатов диаг­ностики и лечения желчнокаменной болезни у детей.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования явились клиничес­кие наблюдения за 87 детьми с ЖКБ, поступившими в Рес­пуб­ли­канскую детскую клиническую больницу (РДКБ) Уфы и Город­скую детскую клиническую больницу № 17 (ГДКБ № 17) в 1997–2017 гг.

Возраст детей — от 3 до 17 лет. Среди них было 37 мальчиков и 50 девочек. При обследовании больных с ЖКБ проводился сбор акушерского анамнеза и истории болезни ребенка, использовались клинические (осмотр, аускультация, пальпация живота) и инструментальные методы исследования (абдоминальная сонография, динамическая бесконтрастная компьютерная томография с холекинетиком (КТХ), фиброэзофагогастродуоденоскопия, гистологические и гистохимические исследования удаленного желчного пузыря). Пероральная холецистография, внутривенная холецистография, эндоскопическая ретроградная холецистопанкреатография использовались при обследовании пациентов до 2002 г.

В ходе исследования была разработана и внедрена в клиническую практику методика динамического сканирования с холекинетиком при помощи компьютерной томографии, которая применялась у 46 больных (патент на изобретение № 2140197 от 21.10.99 г. выдан Российским агентством по патентам и товарным знакам «Роспатент»).

Методика заключалась в следующем: сначала выполнялась томография области желчного пузыря с шагом 5 мм. При первых сканах регистрировались наибольшие длина, ширина, плотность стенки и конкрементов желчного пузыря. Далее пациенту давали желчегонный завтрак (два яичных желтка) и производили следующие сканы через 30 минут, когда желчный пузырь сократился, снова производили замеры. Объем желчного пузыря определялся по формуле: V = K × D2 h, где К — величина отношения наибольшей ширины к наибольшей длине желчного пузыря; D — наибольшая ширина; h — наибольшая длина.

По разнице в процентном отношении между объемами пузыря до и после желчегонного завтрака определяли степень нарушения его сократительной функции. Плотность тканей измерялась в единицах Haunsphyeld (ед. Н), измерения моторики — в процентах (%) (рис. 1).

Компьютерная томограмма желчного пузыря до и после желчегонного завтрака

Результаты и обсуждение

В качестве скрининг-метода всем пациентам проводилась абдоминальная сонография. По полученным результатам установлено, что у 48,5% детей конкременты локализовались в области дна желчного пузыря, у 28,5% — в области тела пузыря, реже в шейке и пузырном протоке (12% и 4% соответственно). Деформации и перетяжки выявлены в 52,7% случаев. Утолщения стенок наблюдались у 59,5% детей. Конкременты общего желчного протока выявлены в одном случае. Определялись также аномалии пузырного протока [4], два добавочных пузырных протока [1].

Динамическая бесконтрастная компьютерная томография с холекинетиком выполнялась в 46 случаях.

В зависимости от степени (в процентах) сокращения желчного пузыря определяли нарушения сократительной функции, выявив следующие их типы: сокращение желчного пузыря до 40% от объема расценивали как гипокинетическую дискинезию (22 пациента), сокращение более чем на 60% — как дискинезию по гиперкинетическому типу (11 пациентов), сокращение в пределах 40–60% соответствовало норме (13 больных).

При анализе результатов макро- и микроскопии желчных камней и данных компьютерной томографии до операции выяснено, что холестериновые камни более рыхлые, по данным КТХ, имеют плотность до 100 ед. Н. Билирубиновые же и смешанные имеют большую плотность — от 100 ед. Н и выше (табл. 1). Данные результаты играют большую роль при определении методов не только хирургического, но и консервативного лечения ЖКБ.

Результаты литолитической терапии

В качестве лечения и предоперационной подготовки 41 пациенту с ЖКБ была проведена терапия урсодезоксихолевой кислотой, а именно оригинальным препаратом Урсофальк в стандартной дозировке из расчета — 10 мг/кг (сут). Консервативная терапия длилась до 6 месяцев у всех детей (41 ребенок). Им проводился УЗИ-мониторинг через 3 и 6 месяцев после лечения. При сохранении конкремента на фоне положительной динамики терапию продлевали еще на 6 месяцев. При отсутствии динамики данный пациент подвергался оперативному лечению.

После проведенной терапии получены следующие результаты. Из 41 ребенка, получавшего данный препарат, полный лизис наступил у 12 пациентов (табл. 2).

Анализируя полученные результаты консервативной терапии, можно отметить, что при плотности конкрементов до 50 и 100 ед. Н наблюдалась достаточно высокая эффективность лечения препаратом Урсофальк — более 60%. При плотности конкрементов от 100 до 150 ед. Н отмечается резкое снижение терапевтического эффекта. Лизирующий эффект отсутствует также при плотности конкрементов выше 150 ед. Н, что перекликается с данными Л. А. Харитоновой (1998 г.), где сообщалось, что фармакологическому лизису подвергаются только холестериновые конкременты. Наилучший эффект от терапии мы получили в группе пациентов с плотностью конкрементов от 50 до 100 ед. Н (что составило более 60%), на основании чего предполагаем, что показатель 100 ед. Н — пороговое значение для лизиса камней и применение референтного препарата Урсофальк в данном случае является обоснованным и значимым.

При неэффективности консервативной терапии или отсутствии показаний к ней в качестве хирургических методов лечения ЖКБ у детей применялась лапароскопическая и традиционная холецистэктомия. 62 ребенка оперированы методом лапароскопической холецистэктомии и 13 — прооперированы традиционным способом.

Изучение морфологических особенностей патологического процесса в желчном пузыре у детей показало преобладание продуктивных процессов в стенке желчного пузыря (табл. 3).

Изучение морфологического строения желчного пузыря после его удаления по поводу ЖКБ показало, что слизистая оболочка подвергается прежде всего деструктивно-дегенеративным процессам (рис. 2).

Деструктивно-дегенеративные процессы слизистой оболочки желчного пузыря

Виды морфологических изменений желчного пузыря

Под влиянием механической травмы конкрементом эпителиальный слой слизистой оболочки желчного пузыря осыпается, складки и крипты атрофируются. Одновременно отмечается сосудистая реакция всех оболочек стенки желчного пузыря, особенно адвентициальной, выражающаяся в застое крови в сосудах, периваскулярном отеке и инфильтрации лейкоцитами периваскулярного пространства (табл. 4).

У детей младших возрастных групп (3–7 лет) воспалительные процессы в слизистой, мышечной и серозной оболочках выражены в меньшей степени, чем в гистологических препаратах желчного пузыря детей старшего возраста (12–17 лет — 77,8%). Вполне допустимо, что это связано с хроническим, более длительным, затяжным течением ЖКБ у детей старшей возрастной группы, у которых в 56,3% случаев заболевание продолжалось больше двух лет.

При изучении степени и глубины тканевых изменений стенки желчного пузыря в зависимости от сроков заболевания обнаружено, что длительность патологического процесса определяет глубину деструкции в желчном пузыре. Так, при сроках заболевания более двух лет имеются выраженные дистрофические и значительные склеротические процессы, лимфоидная инфильтрация в стенках сосудов мышечной оболочки. Данный процесс характеризуется постепенным развитием изменений сократительной функции желчного пузыря и застоем желчи.

Для выявления зависимости изменений функции и плотности тканей желчного пузыря от степени морфологических изменений в его стенках нами проведен сопоставительный анализ плотности тканей желчного пузыря до операции с результатами его гистологического исследования после удаления (табл. 5). При этом обнаружилось, что при разрастании соединительной ткани только в слизистой и частично в мышечной оболочках функция желчного пузыря не страдает и данные компьютерной томографии не отличаются от нормальных показателей (33,9 ± 1,37 ед. Н).

Характеристика зависимости нарушения функции желчного пузыря от степени морфологических изменений в его стенках, выраженная в изменении плотности, по результатам компьютерной томографии

При глубоких дегенеративных и склеротических процессах, затрагивающих всю толщу мышечного слоя желчного пузыря, наблюдается нарушение его функции, а плотность стенок при этом составляет 45,1 ± 2,7 ед. Н. Полученные данные свидетельствуют о том, что результаты компьютерной томографии соизмеримы с тканевыми изменениями: это позволяет оценить степень и глубину развития склеротических процессов до операции.

Морфологические исследования биопсийного и операционного материала показали зависимость глубины склеротических изменений от длительности заболевания. Полученные при этом результаты свидетельствуют о необходимости более раннего оперирования больных с ЖКБ, не дожидаясь появления выраженного болевого синдрома.

У 27 пациентов гистологические исследования были дополнены результатами гистохимических реакций. Для установления степени выраженности дистрофических процессов и функциональной состоятельности желчного пузыря нами проводилось исследование сукцинатдегидрогеназы (СДГ), щелочной фосфатазы (ЩФ), кислой фосфатазы (КФ), кислых гликозаминогликанов (КГАГ).

Оказалось, чем сильнее воспалительный процесс в желчном пузыре, тем больше снижается активность основных тканевых ферментов и КГАГ, что говорит о функциональной несостоятельности органа. Нами проводилось сопоставление дооперационных данных компьютерной томографии (сократительная способность и плотность стенок желчного пузыря) и результатов гистохимических реакций в удаленном органе (табл. 6).

Изменение активности СДГ, ЩФ, КФ, КГАГ в зависимости от степени нарушения функции и плотности стенок желчного пузыря, по результатам компьютерной томографии

Как показывает табл. 6, при сохраненной функции желчного пузыря и высокой и умеренной активности СДГ, КФ, ЩФ, КГАГ, плотность его стенок соответствует 34,6 ± 1,42 ед. Н и не отличается от нормы. При нарушенной функции желчного пузыря в большинстве случаев имелось значительное снижение активности тканевых ферментов и плотность стенок составляла 44,1 ± 2,7 ед. Н., что значительно выше нормальных показателей.

При изучении качества реакций в зависимости от сроков заболевания выяснилось, что состояние тканевых ферментов зависит от длительности заболевания, так, при сроках болезни до 6 месяцев, СДГ, КФ, ЩФ, КГАГ проявляли высокую и умеренную активность. В сроки от 6 месяцев до года — умеренную. При сроках заболевания более двух лет отмечено значительное снижение ферментативной активности, особенно СДГ (рис. 3) и КФ (рис. 4).

Слабая реакция на КФ слизистой оболочки желчного пузыря. Реакция Гомори. Микрофото.

Таким образом, ЖКБ у детей сопровождается как морфологическими изменениями стенки желчного пузыря, так и выраженными гистохимическими нарушениями. Прежде всего это касается окислительно-востановительных энзимов и ферментов из группы гидролаз, а также КГАГ, регулирующих проницаемость межклеточного вещества рыхлой соединительной ткани.

При сравнительном анализе результатов диагностики ЖКБ с применением компьютерной томографии с холекинетиком выявлено, что она имеет ряд преимуществ перед традиционными методами лучевой диагностики и является одним из основополагающих критериев при определении показаний к оперативному лечению детей с ЖКБ. Вышеизложенные преимущества позволяют расширить применение КТХ при обследовании детей с ЖКБ и тем самым добиться улучшения результатов лечения педиатрических больных с этой патологией.

Выводы

  1. Высокая разрешающая способность КТХ позволяет определить степень морфологических нарушений в тканевой структуре желчного пузыря и выразить их в численном значении. При этом исключается субъективное звено в оценке результатов, так как все структуры имеют цифровое выражение.
  2. Применение компьютерных технологий позволяет с максимальной точностью высчитывать изменение объема желчного пузыря после холекинетика и определить его функциональное состояние.
  3. При выявлении конкрементов плотностью до 100 ед. Н необходимо проведение консервативной терапии с целью возможного лизиса конкрементов или, в случае отсутствия эффекта, как этапа предоперационной, противорецидивной подготовки.
  4. В качестве лечебного препарата «золотым стандартом» является назначение препарата урсодезоксихолевой кислоты и желательно референтного Урсофалька как более эффективного и прогнозируемого.
  5. При выявлении на КТХ явлений склероза стенок желчного пузыря (выше 40 ед. Н), снижении сократительной функции желчного пузыря и плотности конкрементов выше 100 ед. Н консервативная терапия неэффективна и показано оперативное лечение.

Литература

  1. Хавкин А. И., Харитонова Л. А. Болезни желчевыводящих путей // Гастроэнтерология детского возраста / Под ред. С. В. Бельмера, А. И. Хавкина. М.: ИД Медпрактика, 2003. С. 279–329.
  2. Запруднов А. М., Харитонова Л. А. Особенности желчнокаменной болезни в детском возрасте. Фрайбург: Фальк Фарма ГмбХ, 2002. С. 52.
  3. Лупаш Н. Г., Харитонова Л. А., Шакарян К. А. Желчнокаменная болезнь у детей раннего возрастам — лечить консервативно или оперативно? // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 2018. 64. № 4. С. 63–68.
  4. Ильченко А. А. Болезни желчного пузыря и желчных путей. Руководство для врачей. 2-е изд., переработ. и доп. М.: ООО «Издательство «Медицинское Инфор­мационное Агентство», 2011. С. 880.
  5. Дронов A. Ф., Поддубный И. В., Залихин Д. В., Чундокова М. А., Аль-Машат Н. А. Опыт первых 100 лапароскопических холецистэктомий у детей // Эндоскопическая хирургия. 2000. Т. 6, № 1. С. 25–33.

В. Г. Алянгин1, доктор медицинских наук, профессор
В. У. Сатаев, доктор медицинских наук, профессор
В. В. Алянгина

ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, Уфа

1 Контактная информация: endo17@mail.ru

DOI: 10.26295/OS.2020.52.79.009

 

Оптимизация диагностики лечения желчнокаменной болезни у детей/ В. Г. Алянгин, В. У. Сатаев, В. В. Алянгина
Для цитирования: Лечащий врач № 5/2020; Номера страниц в выпуске: 48-53
Теги: печень, желчный пузырь, лучевая диагностика, оперативное лечение


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт