Грипп и респираторные инфекции – ринологические аспекты. Взгляд оториноларинголога

Рассмотрены подходы к терапии острого ринита при гриппе и острых респираторных вирусных инфекциях. Рассмотрено применение сосудосуживающих, антимикробных, мукоактивных, увлажняющих и гигиенических препаратов.




Influenza and respiratory infections– rhinological aspects. ENT specialist’s view

The approaches to the therapy of acute rhinitis in influenza and acute respiratory viral infections were considered. The application of vasoconstrictive, antimicrobial, mucoactive, moisturizing and hygienic preparations was considered.

Инфекционный ринит является наиболее распространенным заболеванием, которое при кажущейся простоте может иметь тяжелые осложнения, требующие специализированного лечения. В повседневной жизни очень часто пациенты не обращаю т внимания на необходимость лечения, надеясь на то, что «само пройдет». Этому способствует устоявшееся мнение, что нелеченный ринит длится целых семь дней, в то время как леченный только неделю. Другая часть наших пациентов, наоборот, начинает бессистемное лечение массой препаратов, которые часто дублируют или исключают одновременное применение. Эта статья является попыткой внести ясность в обоснованное применение имеющихся в арсенале врача средств, применяемых в лечении острых инфекционных ринитов.

Инфекционный ринит — воспаление слизистой оболочки полости носа, вызванное вирулентными микроорганизмами и проявляющееся затруднением носового дыхания, выделением из полости носа, чиханием и снижением обоняния, лихорадкой, головной болью и заложенностью в ушах.

Международная этиопатогенетическая классификация ринитов определяет острый инфекционный ринит как вирусный и бактериальный.

Наиболее подвержены острому инфекционному риниту дети, которые переносят ринит от 2 до 6 раз в год. Во взрослой популяции вспышки заболеваемости ринитом относят к осенне-весеннему периоду и эпидемическому периоду по гриппу. К возбудителям острого вирусного ринита может быть отнесено более 200 серотипов вирусов, к которым относятся вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, коронавирусы, энтеровирусы, респираторно-синтициальный вирус и др. [2]. Исследования последних лет показывают рост значения риновирусов в развитии острых ринитов — до 80% в период осенних эпидемий [3].

Поверхность мерцательного эпителия слизистой оболочки полости носа на 3-й день от начала ОРВИСуществует современное представление о связи между переохлаждением организма и острым насморком, то есть сезонность острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ), — теория «айсберга». Сутью этой теории является представление о том, что в популяции, где циркулируют респираторные вирусы, имеется определенное количество инфицированных лиц, однако не у всех из них имеется проявление респираторного заболевания, что обусловлено динамическим взаимодействием между вирусом и иммунной системой человека. Доказано, что отношение между инфицированными лицами и заболевшими составляет 3:1, и именно это и составляет «подводную» часть этого «айсберга» [4].

Переходу «субклинической» группы в группу с клиническими проявлениями способствует переохлаждение. Функция респираторного эпителия зависит от метаболической активности, которая угнетается при понижении температуры. В условиях ишемии снижаются все звенья иммунного ответа.

При инфицировании риновирусами основная часть мерцательного эпителия остается относительно интактной, в результате ринит протекает достаточно легко и редко сопровождается осложнениями. В то же время вирусы гриппа и аденовирусы вызывают обширное поражение и десквамацию эпителия.

В условиях, когда реснички мерцательного эпителия поражены вирусом, находящиеся в полости носа бактерии получают возможность проникновения в собственный слой слизистой оболочки. Это приводит к активации механизмов бактериальной защиты, которые представлены фагоцитирующими клетками, системой комплемента и антителами [1].

Для острого ринита характерно острое начало заболевания у пациента после контакта с больным ОРВИ или гриппа. В типичных случаях отмечается этапность развития заболевания, включающая три стадии.

Первая стадия (рефлекторная, или продромальная) развивается быстро и длится насколько часов. На первом этапе характеризуется спазмом, а затем паралитическим расширением сосудов слизистой оболочки полости носа. Отмечается сухость, жжение полости носа, затруднение носового дыхания, чихание.

Вторая стадия (катаральная, или серозная) длится 2–3 дня и является результатом репликации вируса в слизистой оболочке полости носа. Для этой стадии характерны заложенность носа, обильное прозрачное слизистое отделяемое из полости носа, заложенность ушей, мокнутие кожных покровов верхней губы у преддверия носа (особенно у детей).

Феномен остановки транспорта в соприкасающихся поверхностях слизистой оболочки

Третья стадия (бактериальная) соответствует бактериальному воспалению. Общее состояние улучшается, постепенно восстанавливается носовое дыхание. Отделяемое из полости носа носит слизисто-гнойный характер с тенденцией к сгущению.

Лечение острого инфекционного ринита основано на тех клинических проявлениях, которые обусловлены стадиями развития патологического процесса. Цели, которые могут преследоваться, при назначении лечения зависят от конкретных клинических проявлений:

  • купирование воспалительного процесса;
  • элиминация микробных возбудителей заболевания;
  • восстановление носового дыхания, уменьшение секреции;
  • стимуляция репаративных и трофических процессов в слизистой оболочке;
  • нормализация функции мукоцилиарного транспорта и местного иммунитета слизистой оболочки полости носа.

Для достижения этих целей применяются следующие препараты: сосудосуживающие, антимикробные, мукоактивные, увлажняющие и гигиенические препараты, лекарственные препараты с комплексным действием.

Направленное движение эпителия — мукоцилиарный транспортСосудосуживающие препараты (деконгестанты) действуют на регуляцию сосудистого тонуса, кровеносных сосудов слизистой оболочки полости носа. Эти препараты являются адреномиметиками и действуют преимущественно на постсинаптические a-адренорецепторы, приводя к сокращению кавернозных тел носовых раковин и увеличению воздушного носового потока. Существует мнение, что a2-адреномиметики помимо своего основного вазоконстрикторного эффекта обладают еще и собственным противовоспалительным и антиоксидантным действием. Вазоконстрикторы эффективно улучшают носовое дыхание у всех категорий больных, способствуя размыканию слизистых мостиков в ключевых местах внутриносовых анатомических структур, тем самым восстанавливая мукоцилиарный транспорт (рис. 2, 3).

Клинический опыт показывает, что кратковременный курс лечения топическим деконгестантом, таким как Лазолван® Рино, не приводит к сколь-либо значительным функциональным и морфологическим изменениям в слизистой оболочке полости носа, демонстрируя благоприятный профиль переносимости [5]. Лазолван® Рино обладает тройным действием: освобождает от заложенности носа, благодаря уникальной оригинальной молекуле трамазолин, которая начинает действовать в течение первых 5 минут (быстрый эффект) после впрыскивания, и эффект сохраняется до 10 часов (продолжительный эффект) [6]. Хорошо сбалансированная смесь ментола, камфоры и эвкалиптола в составе препарата Лазолван® Рино не вызывает раздражения слизистой носа и придает ощущение свежести и легкости дыхания. При этом эвкалиптол, ментол и камфора являются отдельными компонентами эфирных масел. Они обладают похожим набором терапевтических/физиологических/биологических эффектов с эфирными маслами, из которых они выделены, но с минимальным риском развития аллергических реакций. Лазолван® Рино увлажняет, благодаря наличию в составе глицерола, который обладает высокими гигроскопичными и смазывающими свойствами. Лазолван® Рино удобен в использовании, современное дозирующее устройство позволяет равномерно в одинаковой дозе распределять активное вещество на большую площадь слизистой оболочки полости носа, 1 мл раствора содержит трамазолина гидрохлорида 1,18 мг, одно впрыскивание содержит малую дозу (82 мкг активного вещества) [6], что позволяет минимизировать лекарственную нагрузку на слизистую носа. При этом активное вещество не стекает в глотку и не вытекает из носа.

Антимикробные препараты

Неосложненные формы ринитов не требуют назначения антибиотиков. Несмотря на микробную этиологию антибактериальная терапия в целом играет незначительную роль в лечении инфекционного ринита. В случаях появления слизисто-гнойного отделяемого необходимо помнить о возможности развития у больного острого синусита.

В лечении инфекционного ринита используется небольшая группа топических антимикробных препаратов. К ним можно отнести фузафунгин (Биопарокс) — ингаляционный антибиотик, мупироцин (Бактробан) — мазь для носа, фрамицeтин (Изофра) — антибиотик в виде назального спрея, однако эффективность этих препаратов хоть и исследовалась, но пока не имеет серьезного обоснования на современном доказательном уровне.

Ирригационная терапия включает в себя целую группу методов промывания полости носа и ее орошения различными солевыми и буферными растворами, что способствует восстановлению функции слизистой оболочки. К ним относятся орошение, назальный душ, ретроназальный душ, метод перемещения по Proetz.

Таким образом, мы видим, что основное усилие в процессе лечения больных с инфекционным вирусным ринитом мы направляем на восстановление функции слизистой оболочки полости носа. Именно так и решает оториноларинголог проблему острого ринита при гриппе и ОРВИ.

Литература

  1. Лопатин А. С., Овчинников А. Ю., Свистушкин В. М., Никифорова Г. Н. Топические препараты для лечения острого и хронического ринита // Consilium medicum. 2003; 5 (4): 219–222.
  2. Johnston S., Holgate S. Epidemiology of viral respiratory infection / S. Myint, D. Taylor-Robinson (Eds.) Viral infection human respiratari tract. London: Chapman &Hall, 1996. 1–38.
  3. Van Kempen M., Bachert K. An Update on the Pathophysiology of Rhinovirus Upper Respiratory Tract Infection // Rhinology. 1999; 37: 97–103.
  4. Eccles R. An explanation for the seasonality of acute upper respiratory tract viral infection // Acta Oto-Laryngol. 2002; 122: 183–191.
  5. Krueger F. J. Extension of indications for a nasal decongestant from the viewpoint of an ENT-doctor // Aerztl Prax. 1963, 15, 783–784.
  6. Инструкция по применению лекарственного препарата Лазолван® Рино.

О. А. Меркулов, кандидат медицинских наук, профессор

ГБОУ ВПО МГМСУ им. А. И. Евдокимова МЗ РФ, Москва

Контактная информация: 9166718244@mail.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт