Профилактика развития нарушения адаптации сердечно-сосудистой системы при острой бронхиальной обструкции инфекционного генеза у детей раннего возраст

Бронхообструктивный синдром (БОС) — собирательное понятие, характеризующееся определенными клиническими параметрами и нарушением проходимости дыхательных путей. В большинстве случаев БОС имеет вирусную или бактериальную этиологию




Бронхообструктивный синдромБронхообструктивный синдром (БОС) — собирательное понятие, характеризующееся определенными клиническими параметрами и нарушением проходимости дыхательных путей. В большинстве случаев БОС имеет вирусную или бактериальную этиологию [1]. Воспалительный процесс, возникающий в острый период БОС, сопровождается перекисным окислением липидов (ПОЛ) и может серьезно или полностью дезорганизовать функциональную активность всех клеток и оказывать отрицательное воздействие на сердечно-сосудистую систему (ССС) [2]. Защита организма обеспечивается наличием антиоксидантной системы (АОС), которая включает в себя как низкомолекулярные антиоксиданты, так и антиоксидантные ферменты. Среди низкомолекулярных антиоксидантов важную роль играют пищевые вещества: витамины С, Е и каротины.

Важность АОС доказывается накоплением активных форм кислорода и нарастанием окисленных молекул при дефиците низкомолекулярных антиоксидантов — витаминов Е и С [3, 4]. При БОС инфекционного генеза изменения со стороны ССС чаще связывают с анатомическими особенностями ССС у детей раннего возраста [5, 6]. Острая гипоксия, возникающая при бронхиальной обструкции в сочетании с инфекцией может оказывать отрицательное влияние на все органы и системы, в том числе и ССС, а продукты ПОЛ обладают аритмогенным эффектом и могут быть причиной неадекватной реакции ССС, которая проявляется выраженной синусовой тахикардией [7]. По нашим данным у 55% больных острый период БОС протекает с развитием кардиореспираторных изменений, которые характеризовались увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС) адекватно увеличению частоты дыхания (ЧД) в соотношении не выше 3,0:1, и это расценивалось как нормальная адаптационнная возможность ребенка до года в острый период БОС. У 45% больных первого года жизни были отмечены нарушения деятельности ССС в острый период БОС, о чем свидетельствовали выраженная тахикардия (выше 220 в минуту) и отношение ЧСС к ЧД, которое составляло 4,4:1 [8]. Это позволило характеризовать данное состояние как нарушение адаптации ССС в острый период БОС.

Целью данного исследования явилось определение активности ПОЛ и антиоксидантной защиты в острый период БОС и оценка роли аскорбиновой кислоты в комплексной терапии БОС.

Материалы и методы

Нами проведено определение уровня аскорбиновой кислоты, концентрации супероксиддисмутазы (СОД), малонового диальдегида (МДА) в сыворотке крови у 100 детей раннего возраста (от 8 месяцев до одного года), находившихся в отделении патологии детей раннего возраста Тушинской детской городской больницы (ТДГБ) с диагнозом «ОРВИ, обструктивный бронхит». Определение анализируемых показателей осуществлялось дважды — при поступлении в остром периоде заболевания (вторые-третьи сутки болезни) и в динамике (через 5 дней от момента поступления ребенка в стационар). Концентрация аскорбиновой кислоты в сыворотке крови определялась колориметрическим методом (ГВКГ им. Бурденко, биохимическая лаборатория, зав. отд. Балакина О. В.). Уровень концентрации аскорбиновой кислоты у здоровых детей составляет 0,7–1,9 мг/100 мл.

Определение концентрации МДА и СОД в сыворотке крови выполнялось спектрофлуометрическим методом на спектрофлуометре RF-5000. Исследование проводилось в биохимической лаборатории института им. Склифосовского и биохимической лаборатории ГВКГ им. Бурденко. Для проведения статистической обработки результатов исследования использовался пакет Statistica 2004. Для описания данных в случае нормального распределения изучаемых признаков применялось их среднее значение и стандартное отклонение (М ± G). Оценка различий в изучаемых группах проводилась методом непараметрической статистики. Анализ зависимости между признаками осуществлялся при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмана.

Результаты и их обсуждение

Под нашим наблюдением находилось 100 детей. Клиника БОС была у 80 больных, из них 50 с БОС, протекающим с нарушением адаптации ССС, составляли основную группу, у 30 больных БОС не сопровождался нарушением адаптации ССС, они составили группу сравнения, и 20 практически здоровых детей составили группу контроля.

Результаты проведенного лабораторного исследования показали, что у всех больных БОС сопровождался снижением уровня аскорбиновой кислоты в сыворотке крови. В группе сравнения ее концентрация была в три раза ниже (0,6 ± 0,06), а в основной в пять раз ниже (0,2 ± 0,35), чем в контрольной (1,1 ± 0,8 мг/100 мл) (р < 0,05). Таким образом, снижение концентрации уровня аскорбиновой кислоты в сыворотке крови было максимально выражено у пациентов с БОС, протекающим с нарушением адаптации ССС.

Низкая концентрация уровня аскорбиновой кислоты в сыворотке крови в острый период заболевания позволяет предполагать ее недостаточную активность как низкомолекулярного антиоксиданта. Еще более важную роль играют антиоксидантные ферменты, одним из которых является СОД.

На основании проведенного исследования концентрации МДА и СОД в сыворотке крови нами было установлено, что у всех наблюдаемых больных острый период БОС сопровождался увеличением уровня МДА в крови. Однако степень его увеличения была различной у больных основной и группы сравнения. Установлено, что острый период БОС у больных из группы сравнения сопровождается увеличением концентрации МДА в два раза по сравнению с нормой. У больных основной группы уровень МДА был 3,5 раза выше нормы и в 1,5 раза выше, чем в группе сравнения.

Активность антиоксидантной защиты в острый период БОС также была снижена у всех исследуемых больных. У всех пациентов с БОС активность СОД была достоверно снижена по сравнению с нормой (р < 0,005). Максимальное снижение СОД (в 1,6 раза) отмечалось в группе, где БОС протекал с нарушением деятельности ССС, у них при значительном увеличении МДА было отмечено угнетение активности СОД (таблица, рис. 1).

Полученные результаты позволяют предположить, что у больных основной группы угнетение СОД при БОС приводит к повышению МДА в крови. Меньшее повышение МДА у больных группы сравнения можно объяснить достаточной активностью антиоксидантной защиты, благодаря чему происходит более эффективное удаление продуктов ПОЛ. Истощение СОД, видимо, связано с выраженной инактивацией продуктов ПОЛ, что наблюдается у детей с нарушением адаптации ССС в острый период БОС. Истощение СОД, сопровождающее перекисное окисление липидов, может быть связано с дефицитом одного из низкомолекулярных антиоксидантов — аскорбиновой кислоты (рис. 1).

Полученные нами результаты свидетельствуют о более высокой активации ПОЛ и выраженных изменениях уровня антиоксидантных ферментов у больных с нарушением адаптации ССС при остром бронхообструктивном синдроме инфекционного генеза.

По данным института питания РАМН, в настоящее время практически во всех регионах России отмечается дефицит аскорбиновой кислоты у 70–100% детского населения [9]. В настоящее время в литературе активно обсуждается вопрос антиоксидантной профилактики различных заболеваний путем применения природных (витамины Е, С и каротины) и синтетических антиоксидантов [3]. В работах зарубежных исследователей показана высокая эффективность аскорбиновой кислоты (витамина С) при ОРВИ как у взрослых, так и у детей [3, 4]. В нашем наблюдении все анализируемые показатели были изменены, особенно это было отмечено в основной группе (у больных с БОС, протекающим с нарушением адаптации ССС).

Больным основной группы терапия БОС дополнялась назначением 5% аскорбиновой кислоты per os в жидкой форме. В одной подгруппе основной группы аскорбиновая кислота применялась в дозе 3 мл (150 мг) в сутки (n = 25), в другой 4 мл (200 мг) (n = 25) в два приема в течение 5 дней. В группе сравнения (n = 20) в терапии БОС не применялась аскорбиновая кислота.

У всех больных, вошедших в исследование, проводилась оценка уровня аскорбиновой кислоты, МДА, СОД на фоне терапии.

Больные основной группы были идентичны по тяжести течения заболевания и объему получаемой комплексной терапии БОС.

Изучение анализируемых показателей у детей, получавших в терапии аскорбиновую кислоту, выявило тенденцию к изменению этих показателей.

Анализ полученных данных показал, что в группе больных, не получающих аскорбиновую кислоту, ее концентрация за время наблюдения имела тенденцию к снижению, а уровень МДА и СОД оставался практически без изменений.

Незначительное увеличение концентрации аскорбиновой кислоты в сыворотке крови произошло у детей из основной группы при использовании в терапии 150 мг аскорбиновой кислоты в сутки. Это сопровождалось незначительным повышением СОД у 85% детей и снижением уровня МДА у 75%.

Назначение 200 мг аскорбиновой кислоты приводит к увеличению ее в сыворотке более чем в 1,5 раза, одновременно оказывая положительное влияние на уровень СОД, способствуя его увеличению и снижению уровня МДА. При использовании в терапии 200 мг аскорбиновой кислоты все анализируемые показатели в своих значениях максимально приближаются к значениям здоровых (рис. 2).

Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены существенные нарушения в значениях уровня аскорбиновой кислоты, МДА и СОД в острый период БОС, протекающий с нарушением адаптации ССС у детей раннего возраста. Нами было установлено, что у больных с низким уровнем аскорбиновой кислоты в сыворотке крови существует риск развития нарушений адаптации ССС при БОС инфекционного генеза (r = -0,45). Включение аскорбиновой кислоты в комплексную терапию БОС является патогенетически обоснованным в рекомендуемой дозе 200 мг/сутки в острый период заболевания. При максимальной эффективности данной дозы аскорбиновой кислоты не было отмечено побочных и нежелательных эффектов.

Литература

  1. Зайцева О. В. Бронхообструктивный синдром у детей. Вопросы патогенеза, диагностики и лечения. Пособие для врачей. М., 2005, 45 с.
  2. Suzuki Y. J., Forman H. J., Sevanian A. Free Radical Biol. Med. 1996. Vol. 22, № 1/2. P. 269–285.
  3. Hemila H. Vitamin C supplementation and respiratory infections: a systematic review // Mil. Med. 2004, p. 12–18.
  4. Wintergerst E. S., Maggini S., Hornig D. H. Immune-enhancing role of vitamin C and zinc and effect on clinical conditions // Ann Nutr. Metab. 2006; 50 (2): с. 85–94.
  5. Котлукова Н. П. Неонатальная кардиология. Под ред. Белозерова Н. М. М., 1999. 120 с.
  6. Школьникова М. А., Кравцова Л. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни. М., 2002. 160 с.
  7. Кактурский Л. В. Внезапная сердечная смерть (клиническая морфология). М.: Медицина. 172 с.
  8. Воронцов И. М. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие. М.: Медицина, 1985, 430 с.
  9. Тутельян В. А., Спиричев В. Б. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. Справочное руководство. М.: Колос, 2002, с. 168–197.

Е. М. Овсянникова*, кандидат медицинских наук, доцент
Н. А. Коровина*, доктор медицинских наук, профессор
Н. В. Короид**
Н. С. Глухарева**

*ГОУ ДПО Росздрава РМАПО, Москва
**Тушинская детская городская больница, Москва

Контактная информация об авторах для переписки: ovsel@mail.ru


Показатели ПОЛ и АОЗ при остром бронхообструктивном синдроме (M ± m)

Рис. 1. Уровень ПОЛ и антиоксидантной защиты при БОС у детей

Рис. 2. Влияние дозы аскорбиновой кислоты на концентрацию ее в крови, уровень МДА и СОД при БОС


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт