Применение витаминно-минерального комплекса для подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

Несмотря на четко регламентированные санитарно-гигиенические нормативы питания детей в детских дошкольных учреждениях, вопросы качества питания, особенно в зимне-весенний период, неизменно сохраняют свою актуальность.




Несмотря на четко регламентированные санитарно-гигиенические нормативы питания детей в детских дошкольных учреждениях, вопросы качества питания, особенно в зимне-весенний период, неизменно сохраняют свою актуальность. По некоторым данным, недостаток витаминов является постоянно действующим круглогодичным фактором. Данная проблема становится еще более актуальной у детей дошкольного возраста, когда для адекватного становления психофизиологических функций ребенка необходимо достаточное потребление витаминов и микроэлементов, а алиментарные нарушения могут отразиться на состоянии не только физических функций, но и интеллектуальных. Все это диктует необходимость разумной коррекции витаминно-минерального статуса детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение влияния витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и референтного препарата Х1 на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, состояние неврологического статуса и распространенность оториноларингологической патологии, а также определение профиля безопасности при длительном перманентном (курсовом) приеме исследуемых поливитаминных комплексов.

Материалы и методы исследования

Клиническое исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении № 178 («Россияночка») города Архангельска. Продолжительность курса приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов составила 4 месяца. Витаминно-минеральные комплексы принимали 60 детей дошкольного возраста (5–6 лет), из которых 30 детей (основная группа) принимали АЛФАВИТ® Детский сад и 30 детей (группа сравнения) принимали референтный препарат Х.

В ходе исследования проводилось психолого-педагогическое обследование по методике проф. Е. А. Стребелевой, позволяющее выявить основные параметры умственного, речевого развития ребенка, провести педагогическое обследование слуха у детей и включающее в себя ряд субтестов: «Включение в ряд», «Лесенка», «Дорисуй», «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Счет», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок».

Методология оценивания. Оценка проходила по 4-балльной шкале (4 балла — в случае принятия задания, понимания условий задачи и правильного его выполнения; 3 балла — если ребенок принимал и понимал задание, но не мог самостоятельно выполнить его сразу, обобщить либо решить задачу или составить связный рассказ; 2 балла — ребенок принимал задание, но не понимал условия задачи; 1 балл — ребенок не понимал цель, в условиях обучения действовал неадекватно).

Неврологическое обследование. Проведена сравнительная оценка динамики мышечной силы, двигательной активности, моторной ловкости, рефлексов, гиперкинезов, походки, осанки, вегетативных реакций на фоне длительного приема изучаемых витаминно-минеральных комплексов.

Оториноларингологическое обследование. Проводилось на предмет выявления острой и обострения хронической ЛОР-патологии в силу актуальности и широкой распространенности ЛОР-заболеваний в Архангельском регионе.

Математическая обработка данных проводилась с помощью критерия Манна–Уитни и углового преобразования Фишера (Сидоренко Е. В., 2004).

Результаты и их обсуждение

Реестр сбалансированных поливитаминно-минеральных комплексов, ориентированных на детей дошкольного возраста, весьма ограничен. В то же время данный период жизни ребенка (3–7 лет) существенен в плане подготовки детей к предстоящим когнитивным, психологическим и физическим нагрузкам в школьных образовательных учреждениях. В этой связи представляется актуальным научное исследование и обоснование возможности курсового профилактического применения сбалансированных витаминно-минеральных комплексов у детей дошкольного возраста в рамках подготовки к школьному периоду.

Нередко число ингредиентов, входящих в состав таких препаратов, исчисляется десятками. Однако взаимодействие витаминов и микроэлементов как между собой, так и в организме еще недостаточно изучено. Взаимодействия между витаминами и минералами возникают как на химическом, так и на физиологическом уровнях. Поэтому нельзя попросту смешивать ингредиенты поливитаминного препарата, благодаря химическим реакциям некоторые из них могут перейти в неактивные формы. В результате реальное количество витаминов или микроэлементов в таком комплексе может оказаться гораздо меньше заявленного. Учет названных фармацевтических особенностей представляется крайне необходимым и важным при выборе витаминно-минерального комплекса. Одним из таких является оригинальный отечественный витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад — сбалансированный и оптимально адаптированный для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Состав АЛФАВИТА® Детский сад разработан с учетом физиологической потребности детского организма в витаминах и минеральных веществах и с учетом фармацевтического взаимодействия между витаминами и минералами. Витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ® Детский сад предназначен для профилактики гиповитаминозных состояний и недостатка минеральных веществ. Известно, что витамины играют немаловажную роль в развитии высших психических функций ребенка. Так, витамин B1 играет важную роль в углеводном, белковом и жировом обмене и является необходимым элементом нервной регуляции, а витамин B6 необходим для нормального функционирования нервной системы.

В связи с вышеизложенным проведено клиническое исследование сбалансированного витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад и референтного препарата Х на развитие нервно-психических процессов у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое исследование

В ходе изучения познавательных процессов у детей до приема витаминных препаратов были выявлены некоторые отличия детей основной группы (АЛФАВИТ® Детский сад) от группы сравнения (препарат Х) по ряду субтестов методики Е. А. Стребелевой, а именно: «Классификация картинок по функциональному назначению», «Группировка картинок по способу действия», «Найди время года», «Серия сюжетных картинок», отражающих уровень наглядно-образного мышления. Баллы по данным субтестам у детей основной группы несколько превышали результаты значений у детей группы сравнения, однако при статистической обработке данных разница для детей этих групп не была достоверной (р < 0,003).

При изучении познавательных процессов у детей после курсового приема тестируемых витаминно-минеральных комплексов была выявлена тенденция увеличения количества правильных ответов по ряду субтестов как у детей основной группы, так и в группе сравнения, а именно — по субтестам: «Найди время года», «Дорисуй», «Счет». Баллы по данным шкалам у детей основной группы на 14% превышали результаты значений у детей группы сравнения, при этом разница в уровне развития познавательных процессов является достоверной (p < 0,001).

Общее количество детей в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад), полностью справившихся с заданиями, в период до приема витаминно-минерального комплекса составляло 26% и через четыре месяца регулярного приема увеличилось до 87% (на 61%), а в группе сравнения (препарат Х) изначально составляло 30% и увеличилось до 70% (на 40%). Можно предположить, что стимулирующими факторами, повлиявшими на уровень развития познавательных процессов, явились принимаемые детьми сбалансированные витаминно-минеральные комплексы и выполнение развивающих программ, связанных с подготовкой детей к поступлению в школу.

Неврологическое обследование

Проведен анализ жалоб родителей, на основании которого представляется целесообразным отметить, что в группе детей после приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад уменьшилось количество жалоб на нарушения речи (на 68%), также уменьшилось количество сомнических расстройств (на 74%) и незначительно снизилось количество жалоб на головные боли (на 20%). При динамическом неврологическом осмотре выявлена тенденция увеличения количества детей с улучшением моторной ловкости, походки, мимики, уменьшения девиации языка, уменьшилось количество детей с вегетативными нарушениями (гипергидроз, сосудистые реакции).

В группе детей, принимавших препарат Х, также уменьшилась частота жалоб на головные боли, нарушения сна, снизилась избыточная подвижность детей, однако без изменений остались жалобы на нарушения речи, неусидчивость, невнимательность и раздражительность детей.

Оториноларингологическое обследование

До начала применения исследуемых препаратов различий в уровнях распространенности отдельных нозологических форм в исследуемых группах не было (при уровне статистической значимости р < 0,05 по t-критерию Стьюдента). В целом же распространенность заболеваний была выше в основной группе — дети, которые будут принимать препарат АЛФАВИТ® Детский сад (1289,6‰ и 1025,6‰ соответственно, р < 0,005). При повторном обследовании выявлено снижение распространенности заболеваний в обеих группах, при этом в обеих группах снижение достоверно: в основной группе (АЛФАВИТ® Детский сад) — на 17,2%, в контрольной (препарат Х) — на 9,1%, р < 0,005. После витаминотерапии в основной группе сохранился более высокий уровень распространенности заболеваний, чем в контрольной группе (1068,2‰ и 931,8‰ соответственно, р < 0,05). Снижение распространенности заболеваний произошло в основном за счет уменьшения частоты заболеваний среднего уха (экссудативного среднего отита в двух его стадиях течения— катаральной, секреторной). Уменьшение частоты экссудативного отита произошло в обеих группах: в основной (АЛФАВИТ® Детский сад)—на 71,2%, в контрольной (препарат Х)— 49,4%, но статистически значимо (р < 0,05) снижение только в основной группе. По остальным нозологическим формам изменения незначительны и статистически незначимы.

Снижение частоты экссудативного отита вполне логично объясняется, исходя из патогенеза этого заболевания, в основе которого лежит дисфункция слуховой трубы. Основными причинами возникновения этой патологии для данного возраста можно назвать следующие: механическая обструкция глоточного устья аденоидами, частые респираторные заболевания, при которых не успевает восстанавливаться мукоцилиарный транспорт слуховых труб. Снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями приводит к уменьшению объема глоточной миндалины, способствует восстановлению мукоцилиарного транспорта слуховых труб, что обусловливает нормальное их функционирование и уменьшение частоты экссудативного отита. Ожидать же снижения уровня других заболеваний за проведенный период исследования не следовало, что и подтверждают результаты статистической обработки данных.

Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад, несомненно, приводит к усилению локального и общего иммунитета, нормализации микробиоценоза глотки. Важно отметить, что после применения поливитаминного препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено значительное снижение доли детей с гипертрофией аденоидных миндалин II степени (со 100% до 33,3%).

Таким образом, профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ® Детский сад способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов у детей дошкольного возраста.

Профили безопасности (переносимости)

В педиатрической практике при подборе поливитаминных комплексов неизменно встает вопрос о переносимости препарата, минимизации возможности развития аллергических реакций у детей. В этой связи нами изучен профиль безопасности тестируемых витаминно-минеральных комплексов. При курсовом приеме препарата АЛФАВИТ® Детский сад отмечено 2 случая возникновения аллергического дерматоза, препарата Х — 1 случай, в связи с чем прием препаратов у этих детей был прекращен. Других побочных эффектов на протяжении всего курса приема изучаемых препаратов отмечено не было.

Выводы

  1. Курсовое применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад достоверно повышает уровень развития познавательных процессов у детей. В сравнительном аспекте применение комплекса АЛФАВИТ® Детский сад не уступает, а по большинству тестов превосходит клиническую эффективность референтного препарата Х.
  2. Курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад приводит к улучшению неврологического статуса детей в виде уменьшения жалоб на утомляемость, головные боли, нарушения речи, что, по-видимому, обусловлено улучшением витаминно-минерального статуса детского организма в зимне-весенний период.
  3. Профилактическое курсовое применение АЛФАВИТ® Детский сад достоверно способствует уменьшению распространенности заболеваний ЛОР-органов, поэтому особенно актуальным представляется проведение профилактических курсов комплексом АЛФАВИТ® Детский сад в зимне-весенний период.
  4. Длительное (4-месячное) применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад характеризуется благоприятным профилем безопасности (переносимости).

Заключение

В связи с вышеизложенным может быть рекомендовано курсовое применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ® Детский сад (по схеме: 3-месячный курсовой прием, перерыв в 1 месяц с последующим повторным 3-месячным курсом) в рамках комплексной медико-профилактической подготовки детей к школьному периоду.

Г. Н. Дегтева, доктор медицинских наук, профессор И. А. Крылов, кандидат медицинских наук, доцент ГОУ ВПО Северный государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Архангельск

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт