Лечение псориаза: новые возможности

Псориаз в настоящее время представляет не только медицинскую, но и серьезную социальную проблему [2, 8]. Это обусловлено достаточно широкой распространенностью заболевания (им страдает около 2 % населения Российской Федерации), возникновением первых




Псориаз в настоящее время представляет не только медицинскую, но и серьезную социальную проблему [2, 8]. Это обусловлено достаточно широкой распространенностью заболевания (им страдает около 2 % населения Российской Федерации), возникновением первых клинических признаков в молодом и среднем возрасте, ростом числа больных с тяжелыми, инвалидизирующими формами заболевания [1]. Первопричиной заболевания является генетическая предрасположенность, по­этому современная терапия псориаза носит патогенетическую направленность — подавление пролиферативных процессов в эпидермисе и купирование воспалительных явлений в области очагов поражения [5, 7]. Применяются разные методы лечения, однако их клиническая эффективность в целом ряде случаев недостаточна [3, 4, 6, 9, 10, 11]. Появившиеся в последние годы модификаторы биологического ответа (ремикейд, раптива) не решили проблему терапии псориаза в связи с их высокой стоимостью и возможностью возникновения иммунодефицитного состояния, что придает несомненную актуальность дальнейшей разработке новых лечебных методик.

Целью настоящего исследования явилось изучение клинической эффективности и безопасности применения Баксина у больных с различными клиническими разновидностями и тяжестью псориатического процесса. Баксин разработан в 1990 г. сотрудниками Научно-исследовательского института физико-химической медицины МЗ РФ. Баксин, представляющий собой природный комплекс минералов, аминокислот, белков и витаминов, приготовлен из морских микроорганизмов, которые обитают в соленых озерах, а также в Мертвом море. Средство содержит витамины (А, В1, В2, В3, В6, С, Д, Е), в большом количестве каротиноиды, микроэлементы (Se, K, Na, Ca, Mg, Fe, Mn, Zn, P, Pd, Cr). Проведенные исследования показали, что Баксин обладает иммунокорригирующим действием (нормализует показатели гуморального и клеточного звеньев иммунитета, увеличивает продукцию высокоавидных антител, цитотоксических лимфоцитов и уровень сывороточного интерферона). Баксин оказывает адаптогенное (активация обменных процессов в организме), антиоксидант­ное (ингибирование образования свободных радикалов) и антиатерогенное действие (за счет увеличения липопротеинов высокой плотности).

Всего под нашим наблюдением находилось 35 пациентов (15 женщин и 10 мужчин в возрасте от 19 до 60 лет), находившихся на стационарном лечении в отделении дерматологии ГКБ № 52 г. Москвы. Длительность заболевания варьировала от 4 мес до 21 года, а длительность последнего обострения — от 2 нед до 6 мес. Среди провоцирующих факторов наиболее часто отмечались обострения хронических заболеваний, ОРВИ, грипп, психоэмоциональный стресс. Изучение структуры сопутствующих заболеваний не выявило каких-либо особенностей по сравнению со среднестатистическим распределением заболеваний в европейской части России. Все больные до лечения прошли необходимые лабораторные исследования. Чаще всего, вне зависимости от клинической формы заболевания, выявлялись анемия, лимфопения, ускоренное СОЭ, нарушение биохимических анализов крови. У 18 больных диагностирован вульгарный псориаз. Патологический процесс был представлен бляшками различных размеров неправильно округлой формы, розового цвета с характерными серебристо-белыми чешуйками на поверхности. Триада симптомов, патогномоничных для псориаза, была резко положительна. У боль­­шей части больных выявлялась положительная изоморфная реакция (т. е. заболевание находилось в прогрессирующей стадии).

Анализ влияния сезонных факторов на течение кожного процесса показал, что у большинства пациентов наблюдался недифференцированный тип псориаза. У 10 больных при поступлении в клинику выявлена экссудативная разновидность заболевания. Патологический процесс захватывал более 30 % кожного покрова, включая область волосистой части головы, лица, крупных складок. Цвет эффлоресценций носил более насыщенный характер (ярко-красный цвет), на поверхности очагов наблюдались серые, неплотно сидящие корко-чешуйки, мелкие эрозивные дефекты. Нередко вследствие нарушения эластичности кожи возникали болезненные поверхностные и глубокие трещины. У 3 пациентов наблюдалась застарелая форма заболевания. Помимо типичных для псориаза мономорфных высыпаний, выявлялись крупные очаги поражения застойного, синюшно-красного цвета с типичным для данного дерматоза шелушением на поверхности и мощной папулезной инфильтрацией. У 4 больных заболевание протекало в виде псориатической эритродермии. У 2 из них наблюдались генерализованные поражения кожных покровов в виде сливной отечной эритемы, располагающейся на инфильтрированном фоне, корочек, чешуек, корко-чешуек, многочисленных поверхностных и глубоких трещин и симптомы общей интоксикации (слабость, адинамия, повышение температуры тела). Определялось также увеличение периферических лимфатических узлов. У 2 больных эритродермия носила парциальный характер с поражением более 70 % кожного покрова и выражалась симптоматикой, типичной для вульгарного псориаза. Для объективной оценки степени тяжести течения заболевания и эффективности проводимой терапии у наблюдаемых нами пациентов использовался коэффициент PASI.

В соответствии с полученными значениями коэффициента PASI все пациенты были разделены на три группы по степени тяжести течения кожного процесса. 1-ю группу больных — с легкой степенью тяжести течения заболевания (PASI до 10) — составили 6 пациентов (PASI = 9,4). Клиническая картина характеризовалась ограниченной площадью поражения кожных покровов. Больные отмечали умеренно выраженный зуд в очагах поражения. У всех пациентов этой группы констатирована вульгарная разновидность заболевания.

Во 2-ю группу (PASI < 20) вошло 18 пациентов. Среднее значение PASI по группе — 18,8. Среди преобладающих симптомов отмечался более интенсивный зуд кожи. Псориатический процесс носил распространенный характер. Наблюдалась более выраженная острота воспалительной реакции, вследствие чего папулезные элементы, сливающиеся в обширные бляшки со значительным шелушением на поверхности, приобретали красный цвет. У 10 из 18 пациентов этой группы определена вульгарная разновидность заболевания, у 5 больных диагностирован экссудативный и у 3 — застарелый псориаз.

11 пациентов составили 3-ю группу с тяжелым течением заболевания (PASI > 20). Среднее значение PASI в этой группе равнялось 51,4. Патологический процесс, локализуясь на коже лица, переднебоковых и заднебоковых поверхностях шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, поражал не менее 60 % кожного покрова. Все больные жаловались на интенсивный зуд, нарушавший сон, слабость, недомогание, повышение температуры тела. У 4 пациентов диагностирована псориатическая эритродермия, у 2 — распространенный вульгарный псориаз и у 5 — распространенная экссудативная разновидность заболевания.

Методика применения Баксина была следующей: всем больным препарат назначался в виде капсул: по 2 капсулы 3 раза в день, в течение 1 мес. Одновременно на очаги поражения при вульгарном и застарелом псориазе 1–2 раза в день наносилась 5 %-ная мазь Баксин в течение 3–4 нед, при наличии выраженного воспалительного компонента в виде яркой эритемы, вторичного мокнутия, корко-чешуек, трещин применялся 4 %-ный крем Баксин 2 раза в день на протяжении 3–4 нед. У 2 больных с псориатической эритродермией лечение Баксином сочеталось с применением кортикостероидных гормонов (дипроспан 1,0 мл в/м, 1 раз в неделю, на курс — 3 инъекции) и антибиотиков.

Уже с первых дней лечения у всех пациентов с легкой степенью тяжести заболевания отмечалась выраженная положительная динамика кожного процесса, заключавшаяся в значительном уменьшении неприятных субъективных ощущений, прекращении периферического роста бляшек и появления свежих эффлоресценций. К 14-му дню проводимой терапии Баксином наблюдалось полное исчезновение зуда, значительное снижение воспалительных явлений (эритема, отек), а также интенсивности шелушения. К моменту окончания лечения (21–24-й день терапии) у 4 (66,6 %) пациентов достигнута клиническая ремиссия (PASI снизился более чем на 90 % от исходного уровня). Состояние 1 больного было оценено как значительное улучшение (PASI снизился более чем на 50 % от исходного уровня) и у 1 пациента — как улучшение (PASI снизился более чем на 30 % от исходного уровня).

У 18 больных со средней степенью тяжести заболевания начиная с 3–4-го дня лечения мы отмечали устойчивую положительную динамику, проявляющуюся в постепенном уменьшении зуда, вплоть до его полного исчезновения на 7–10-й день, прекращении появления свежих высыпаний, исчезновении периферического ободка роста (7–12-й день). К 14–16-му дню лечения у подавляющего большинства больных наблюдалось выраженное уменьшение инфильтрации в центральной части бляшек и появление псевдоатрофического ободка Воронова. На 21–26-й день терапии у 6 пациентов достигнуто клиническое излечение, у 4 — значительное улучшение, улучшение — у 7 больных. Лишь у одного пациента положительных сдвигов в состоянии кожно-воспалительного процесса не отмечено.

У большинства пациентов с тяжелым течением заболевания, получавших лечение Баксином, на 3–4-й день терапии наблюдались значительное улучшение общего самочувствия, уменьшение зуда, нормализация температуры тела. В последующие дни (7–14-й) в значительной степени были купированы островоспалительные явления, шелушение, прекратилось вторичное мокнутие. В эти же сроки наблюдалась интенсивная эпителизация многочисленных поверхностных и глубоких трещин, наметилась устойчивая тенденция к уменьшению инфильтрации в области псориатических элементов. Вследствие сохраняющейся положительной динамики в состоянии кожно-воспалительного процесса после окончания проводимой терапии у 8 (72,7 %) из 11 пациентов этой группы достигнут клинический эффект. Причем у 5 больных констатировано клиническое излечение. В среднем по группе PASI снизился с 51,4 до 6,8 %. У 3 (27,2 %) больных положительного эффекта проведенная терапия не дала.

Таким образом, в результате комплексного применения Баксина в виде капсул, крема либо мази (табл.), наступление клинической ремиссии отмечено у 15 больных (42,8 %), значительное улучшение — у 7 (20 %), улучшение — у 9 пациентов (25,7 %). Каких-либо побочных действий и осложнений в процессе проводимой терапии не выявлено.

Выводы

Метод лечения Баксином обладает высокой клинической эффективностью у больных с различными видами псориаза, сопоставим по своим результатам с общепринятыми видами терапии данного дерматоза и хорошо сочетается с другими лекарственными препаратами.

Баксин не обладает побочными эффектами, удобен в применении. В виде мази и крема Баксин не имеет резкого запаха, не пачкает белье и может успешно применяться в амбулаторной практике.

По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.


В. Ю. Уджуху, доктор медицинских наук, профессор
А. А. Кубылинский
РГМУ, Москва






Приложения



  • Лечение псориаза: новые возможности - Таблица
    Клиническая эффективность Баксина у больных псориазом

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт