Введение прикорма детям первого года жизни

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью ул




В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4–6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично. Дальнейшие этапы развития нервно-мышечной координации у грудных детей и соотношение с возможностью введения различных продуктов прикорма представлены в таблице.

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1–2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6–7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:

4–6 мес — фруктовые пюре и соки;

5–6 мес — овощное пюре;

6–7 мес — каша;

7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8–9 мес — печенье, творог, кефир;

10–11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.


Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва






Приложения



  • Введение прикорма детям первого года жизни - Таблица
    Развитие нервно-мышечной координации детей до 2 лет и типы продуктов, которыми их можно прикармливать (Методические рекомендации ВОЗ – ЮНИСЕФ 2001 г.)

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт