Адаптация к питанию, прикорм, атопический дерматит и дисбактериоз

Адаптация (на ср.-век. лат. adaptatio — приспособление) в биологии — это приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования, выражающееся в изменении морфологических и физиологических особенностей и поведения. Адаптацией называется также




Адаптация (на ср.-век. лат. adaptatio — приспособление) в биологии — это приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования, выражающееся в изменении морфологических и физиологических особенностей и поведения. Адаптацией называется также процесс привыкания.

В течение всего раннего детского периода ребенку приходится адаптироваться к меняющимся условиям питания: адаптация к молочному питанию; адаптация к смесям; адаптация к введению прикорма; адаптация к введению элементов общего стола.

Сразу после рождения ребенка подача глюкозы по гемотрофным путям прекращается. Переход с гемотрофного на молочное питание в первые дни жизни представляет собой сложную цепь взаимосвязанных процессов. Лактотрофное питание в раннем периоде жизни — это основа для всех обменных процессов. Более того, лактотрофное питание, являющееся аналогом и продолжением гемотрофного питания, —это источник веществ и стимулов, служащих непосредственно для развития и роста всех функциональных систем организма ребенка. Именно поэтому замена грудного вскармливания искусственным или смешанным может расцениваться как грубое вмешательство в обменные процессы организма новорожденного, по сути как метаболическая катастрофа.

Следующая фаза развития автономного питания ребенка связана с введением прикормов. Эта фаза представляет собой сложный и достаточно длительный адаптационный процесс. Знакомство ребенка с новой пищей происходит довольно продолжительное время, и в норме только к 1,5-2 годам материнское молоко полностью заменяется обычными продуктами.

Введение прикорма при недостаточной для этого степени зрелости интенсивно растущих органов представляет собой еще одну метаболическую катастрофу с возможными неблагоприятными последствиями. Таким образом, ребенок может пережить 2 «метаболические катастрофы»: первую — при переводе на смешанное или искусственное вскармливание, а вторую — при раннем введении прикормов. Чрезвычайно важны критерии готовности детей к введению прикормов и достаточная растянутость по времени этого процесса для обеспечения оптимальной метаболической адаптации. Существуют определенные физиолого-биохимические обоснования наиболее оптимального времени введения прикорма (табл.).

Как видно из приведенных в таблице данных, прикорм нецелесообразно вводить ранее 3-4 мес жизни, так как до этого возраста ребенок физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, кроме женского молока или его заменителей. Поэтому, по мнению большинства исследователей, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 мес жизни. Однако, согласно сложившейся в России практике, до введения «основного» прикорма дети начинают получать фруктовые соки.

В соответствии со схемой вскармливания, утвержденной МЗ СССР в 1982 г. и официально действующей в настоящее время в России, введение фруктовых соков рекомендовано с 3-4-недельного возраста.

При этом многочисленные данные (в том числе и наши собственные наблюдения) показывают, что у детей, которым до 3-4 мес вводились соки, отмечались срывы адаптации в виде кишечной дисфункции (появление «зелени», слизи в фекалиях, нарушения опорожнения и др.), кожных высыпаний, а также развивался дисбактериоз кишечника.

В раннем введении соков нет никакой необходимости, их, так же как и остальные виды прикорма, следует включать в рацион не ранее 4 мес.

Перед специалистами, работающими в области педиатрии и детского питания, стоят 3 основные задачи:

  • уделять максимальное внимание поддержке грудного вскармливания и обеспечению полноценной лактации у матерей;
  • добиваться максимальной эффективности искусственного вскармливания (докорма и прикорма), обеспечивающей адекватный рост, развитие и устойчивость детей к действию неблагоприятных внешних факторов;
  • вводить новые продукты таким образом, чтобы не вызвать срыв адаптации, «метаболическую катастрофу», и, как следствие, развитие атопического дерматита.

Сохранение и стимуляция лактации

Естественное вскармливание — физиологическое явление для матери и ребенка, и поэтому случаи истинной нехватки молока (гипогалактии) встречаются редко. Наиболее ответственный момент — становление лактации у матери в первые 3-4 мес после родов. Можно рекомендовать следующие правила, которые необходимо соблюдать для успешного вскармливания:

  • раннее прикладывание ребенка к груди (в родильном зале);
  • желателен режим свободного вскармливания (по требованию ребенка);
  • при введении прикорма или докорма для предупреждения угасания лактации рекомендуется в конце каждого кормления прикладывать ребенка к груди;
  • если молока недостаточно, необходимо чаще прикладывать ребенка к груди. Надо помнить, что для грудного малыша бесценна каждая капля материнского молока. Вместе с тем, частое прикладывание к груди может усилить продукцию молока в грудной железе;
  • следует обеспечить кормящей женщине полноценное сбалансированное питание. Исключение многих продуктов (кисло-молочных, мяса, рыбы, овощей и фруктов, белковой пищи) не оправдано;
  • нужно соблюдать адекватный питьевой режим: кормящая женщина должна выпивать 150–200 мл жидкости за30 мин до кормления и через 20–30 мин после кормления. Пить можно компоты, морсы, соки, чай, чай с молоком, минеральную воду без газа. Нежелательно употреблять сладкую газированную воду, цельное коровье молоко. Из спиртных напитков можно: слабоалкогольное или безалкогольное пиво (до 500,0 мл в сутки), бокал сухого вина или шампанского (без газов);
  • следует обеспечить кормящей женщине душевный комфорт, отсутствие психоэмоциональных стрессов и ятрогенных воздействий (необдуманные высказывания медицинских работников могут существенно уменьшить лактацию);
  • профилактику воспалительных заболеваний молочной железы, для чего желательно периодически (1 раз в 2–3 мес) проверять молоко «на стерильность» — микробиологическую чистоту, т. е. проводить бактериологическое исследование грудного молока и лечебные мероприятия по необходимости;
  • профилактику застойных явлений, для чего рекомендуется полное сцеживание молока при его избытке. Сцеженное молоко также может быть использовано для последующих кормлений;
  • правильную трактовку лактационных кризов, которые могут возникать в любом периоде лактации и сопровождаться кратковременным снижением лактации и появлением у ребенка беспокойства, урежения стула. При адекватных мерах лактация восстанавливается в течение 5–7 дней, т. е. наступает возвращение к обычному режиму лактации, преждевременное же введение докорма может вызвать угнетение лактации;
  • при выявлении инфицированности грудного молока не прекращать грудного вскармливания, а провести лечение, по возможности, без применения антибиотиков;
  • если кормящей женщине назначают антибактериальную терапию по какому-то поводу, следует, во-первых, подобрать антибиотик из специального «разрешенного» списка (ампициллин, пенициллин, оксациллин и др.), во-вторых, назначить ребенку профилактический курс пробиотиков для уменьшения риска развития у него дисбактериоза кишечника. Как показывает наш опыт, в этом случае дисбактериоз от применения антибиотиков ребенку почти не угрожает;
  • необходимо индивидуально решать вопрос о целесообразности применения кормящей женщиной любого медицинского препарата, по возможности, следует избегать их приема.

При тенденции к уменьшению лактации возможно применение таких средств, как млекоин, апилак, апилактин, фемилак, обкладывание груди теплым капустным листом перед кормлением.

Максимальная эффективность искусственного вскармливания

На наш взгляд, существуют три взаимосвязанных критерия адекватности естественного вскармливания.

  • Прибавка в весе ребенка составляет не менее 600 г в среднем за 1 мес (считая от веса при рождении).
  • Интервал между кормлениями составляет не менее 2,5 ч.
  • Количество съедаемого ребенком материнского молока соответствует потребности: 1/5 от реального веса — до 1 мес; 1/6–1/7 от реального веса — до 5-6 мес. Количество съедаемой ребенком пищи можно узнать, проводя контрольное взвешивание, причем не однократное, а в течение суток (а лучше нескольких суток подряд).

Если все перечисленные критерии соответствуют вышеуказанным, то питание ребенка следует признать адекватным, и до 4-5 мес такому ребенку не требуется менять питание (вводить докорм и прикорм). Если имеются отклонения, нужно выяснить, связаны ли они с какими-либо заболеваниями или дисфункциями (в том числе с дисбактериозом кишечника) либо причина в дефиците грудного молока.

Если материнского молока недостаточно для обеспечения адекватного вскармливания ребенка, возникает вопрос о введении докорма. В понятие «докорм» включаются смеси — заменители грудного молока.

Заменители женского молока делятся прежде всего по степени их приближения к составу женского молока на две большие группы: адаптированные и частично адаптированные. Адаптированные заменители в наибольшей степени приближены к женскому молоку по всем параметрам: в них снижено, по сравнению с коровьим молоком, общее содержание белка (до 1,4–1,6 г/100 мл), причем белковый компонент представлен смесью казеина (основного белка коровьего молока) и белков молочной сыворотки (доминирующих в женском молоке) в соотношении 40:60 или 50:50. Это близко к их соотношению в зрелом женском молоке (45:55). Сывороточные белки образуют в желудке под влиянием соляной кислоты значительно более нежный и мелкодисперсный сгусток, чем казеин, что обеспечивает большую площадь соприкосновения с пищеварительными ферментами и, как следствие, более высокую степень переваривания и усвоения.

Основным углеводом в большинстве заменителей женского молока служит лактоза, которая обладает рядом свойств, имеющих важное физиологическое значение для младенцев. Она способствует всасыванию кальция, обладает бифидогенным действием (т. е. способностью поддерживать рост бифидобактерий), снижает рН в толстом кишечнике. Последние два ее свойства обусловлены тем, что большая часть лактозы (до 80%) не всасывается в тонком кишечнике и поступает в толстый кишечник, где служит субстратом для B. bifidum и лактобактерий, под влиянием которых она подвергается сбраживанию с образованием молочной кислоты.

К числу смесей, максимально адаптированных к женскому молоку по всем своим компонентам, относятся: «Нутрилон» («Нутриция», Нидерланды), НАН («Нестле», Швейцария), «Хумана-1» («Хумана», Германия), «ХиПП-1» («ХиПП», Австрия), SMA («Вайт Нутришнл Интерн.», США), «Галия-1» («Данон», Франция), «Сэмпер Бэби-1» («Сэмпер», Швеция), «Фриcолак» («Фризланд», Нидерланды) и др. Очень близки к ним по составу смеси «Бона» и «Пилтти» («Нестле», Финляндия) и «Туттели» («Валио», Финляндия), не содержащие, однако, таурин и карнитин. Особенностью смесей «Симилак» («Эббот Лэбораториз», США) и «Нестожен» («Нестле», Нидерланды) является их белковый компонент: в отличие от всех упомянутых адаптированных смесей,в которых преобладают белки молочной сыворотки, в этих смесях доминирует казеин, на долю которого приходится 80% от общего белка продукта. При этом казеин подвергают специальной обработке, повышающей его усвояемость. Состав необходимых компонентов казеиновых формул также максимально приближен к составу женского молока. Это обстоятельство, а также известные литературные данные о высокой эффективности казеиновых формул в питании детей первого года жизни и в то же время сходстве аминограмм крови детей, получавших оба вида смесей, позволяют относить казеиновые формулы к числу адаптированных смесей, которые могут использоваться в питании детей с первых дней жизни.

Высокое содержание минеральных солей в коровьем молоке, кефире и других неадаптированных цельномолочных продуктах приводит к значительной нагрузке на канальцевый аппарат почек, нарушениям в водно-электролитном балансе, усилению выведения жиров в виде кальциевых солей и др. Это одна из причин, по которым неадаптированные молочные продукты не рекомендуют в нашей стране детям первых 6–8 мес жизни, а в США — и на протяжении всего первого года. Неадаптированные молочные продукты (молоко, кефир и др.) не соответствуют физиологическим особенностям детей первого года жизни и не должны включаться в их рацион до 6–8 мес жизни даже в очень сложных социально-экономических условиях.

Следует подчеркнуть, что ингредиентный и химический составы всех современных заменителей женского молока, соответствующих международным стандартам, достаточно близки между собой. В то же время в практике нередки случаи, когда ребенок дает выраженные аллергические (псевдоаллергические) реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей, но хорошо переносит другую смесь того же поколения. Это указывает на необходимость максимальной индивидуализации питания детей и отказа от каких-либо готовых шаблонов и стандартов при назначении ребенку молочных смесей. Критерием здесь могут служить только результаты внимательного наблюдения за ребенком в динамике и оценка переносимости им конкретного продукта, естественно, при условии, что врач имеет четкие представления о его составе.

Расширение питания ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) другими продуктами (прикормом) обусловлены следующими основными факторами:

  • необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком (или его заменителями), начиная с определенного этапа развития младенцев (обычно с 4–6 мес), становится недостаточным;
  • целесообразностью тренировки и развития пищеварительной системы детей;
  • необходимостью тренировки и развития жевательного аппарата;
  • целесообразностью стимуляции моторной активности кишечника.

Сбалансированное питание ребенка от 6 мес до 1 г. должно включать:
3/4 от общего суточного объема — белковая пища (грудное молоко, смеси — заменители грудного молока, каши, кисло-молочные продукты);
1/4 от общего суточного объема — клетчатка (овощи, фрукты в виде пюре или в другом виде);
+ 10 мл х возраст (мес) в сутки — сок;
+ 50,0 в сутки — творог;
+ 1/2 желтка 2-3 раза в нед;
+ 50,0 в сутки мяса или рыбы.

Профилактика развития атопического дерматита при введении новых продуктов

Адаптация ребенка к введению новых продуктов во многом осуществляется за счет нормального состава и функционирования кишечной нормофлоры. С учетом того, что основной углевод грудного молока — лактоза — расщепляется при активном участии бифидо- и лактобактерий, их присутствие в достаточном количестве необходимо для адаптации как к грудному молоку, так и к лактозосодержащим искусственным смесям. Присутствие лактозы в детском питании — основа всех обменных процессов, поэтому замена молочных смесей на безлактозные нефизиологична.

Таким образом, дисбактериоз может быть причиной так называемых болезней адаптации, к которым относят и кожную реакцию на введение новых продуктов, возникающую у детей первого года жизни. Эта реакция официально обозначается как атопический дерматит, родители часто используют термин «диатез». В основе появления атопического дерматита на введение докорма или прикорма лежит срыв адаптации. В свою очередь, срыв адаптации, вызванный дисбактериозом или неправильным введением нового питания, приводит к усугублению дисбактериоза, возникает порочный круг. Итогом может быть стойкий дисбактериоз кишечника, развитие глубокого дисбаланса и формирование хронического заболевания, которое может продолжаться на протяжении многих последующих лет.

Атопический дерматит — хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание кожи, проявляющееся интенсивным зудом, симпатергической реакцией кожи, папулезными высыпаниями и выраженной лихенификацией в сочетании с другими признаками атопии.

Среди этиологических факторов, приводящих к развитию атопического дерматита, указывают на сенсибилизацию к пищевым аллергенам, особенно в детском возрасте. Это связано с врожденными и приобретенными нарушениями функций пищеварительного тракта, неправильным вскармливанием, ранним введением в рацион питания высокоаллергенных продуктов, кишечным дисбактериозом, наличием высокого титра УПФ, нарушением цитопрoтективного барьера и т. д., что способствует проникновению антигенов из пищевой кашицы через слизистую оболочку во внутреннюю среду организма и формированию сенсибилизации к пищевым продуктам.

Наибольшее значение пищевая аллергия имеет в развитии атопического дерматита у детей раннего возраста, а причинно-значимыми аллергенами являются белки коровьего молока, яиц, рыбы. Соответственно одним из основных постулатов лечения было исключение огромного числа продуктов из рациона ребенка, что нередко приводило к грубым нарушениям обменных процессов. Этот вопрос активно обсуждался на 1-м Международном симпозиуме Герга Райка (Давос, Швейцария, 1998 г.), где некоторые ученые отмечали отсутствие IgE-антител почти у половины детей с атопическим дерматитом. По нашим данным, уровень IgE при пищевых реакциях у детей первого года жизни повышается достаточно редко. Скорее всего, центральный момент в развитии атопического дерматита — не просто повышение IgE, а нарушенная регуляция этого иммуноглобулина. Снижение синтеза γ-интерферона, блокирующего продукцию IgE, может запускать развитие атопического дерматита. Установлено, что концентрация в крови γ-интерферона ниже у детей из группы риска, у которых на первом году жизни развился атопический дерматит, чем у детей без атопии, хотя уровни IgE у этих детей существенно не отличались.

Значимую роль в патогенезе реакций на питание и атопического дерматита играет состояние ЖКТ. Доказана связь неатопических экзем с инфекционными агентами, в частности со стафилококковой, стрептококковой инфекциями, грибами рода Candida, гемолитической E. сoli и другими представителями УПФ. Исследование, включившее 100 амбулаторных больных, подтвердило распространенность разных видов стафилококков в 88%. В ходе других исследований получены данные о том, что продукты расщепления стафилококкового энтеротоксина и других микроорганизмов высокогомологичны IgЕ-рецептору. Их значимость для кожного воспаления может быть связана с прикреплением микробных энтеротоксинов на В-лимфоцитах, что стимулирует синтез IgЕ, вызывая вторичную гиперсенсибилизацию. Кроме того, продукты жизнедеятельности микроорганизмов — токси-ны — могут накапливаться в организме ребенка. Они нейтрализуются бактериями нормофлоры, а также поджелудочной железой, печенью, вызывая их реактивное воспаление и явления дисбактериоза, что, в свою очередь, снижает качество пищеварения и влияет на расщепление и усвоение жизненно важных питательных веществ.

Очень часто воспалительные высыпания на коже обусловлены нарушением перистальтики кишечника (спастические колиты), которое приводит к выраженным запорам и зачастую является следствием дисбактериоза кишечника. Находясь в кишечнике иногда несколько дней, каловые массы, распадаясь, образуют аммиак, аммиачные кислоты, что тоже вызывает синдром эндотоксемии.

Особо важную роль в развитии и обострении аллергодерматозов играет режим питания. Очень часто врачи при появлении единичных высыпаний на коже исключают из рациона ребенка ценные питательные компоненты, при этом ничем их не заменяя, что приводит к выраженному нарушению всех видов обмена веществ и функционального состояния многих систем организма, для работы которых требуется достаточное количество белков, жиров и углеводов. При этом обострение заболевания часто обусловлено не самим продуктом, а нарушением его расщепления и всасывания. За полноценное расщепление и всасывание продуктов питания отвечает, опять же, нормофлора кишечника.

Сохранение микробиологических нарушений в кишечнике, наряду с такими факторами, как наследственная предрасположенность, нарушения высшей нервной деятельности, вегетативной нервной системы, расстройства деятельности внутренних органов, обменные, нейрогуморальные, нейрососудистые нарушения, нерациональное питание, различные интоксикации, влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, становится причиной хронического рецидивирующего течения атопического дерматита.

В связи с вышеизложенным становится очевидной важность профилактики аллергических проблем в раннем детском возрасте, когда ребенок особенно уязвим. В основе такой профилактики лежит правильное введение новых продуктов, позволяющее избежать срыва адаптации и поддержать баланс кишечной нормофлоры.

Следует учитывать основные сроки проведения планового микробиологического исследования фекалий для выявления и коррекции отклонений у детей первого года жизни:

  • к 1,5-2 мес — к этому времени первый этап формирования биоценоза заканчивается;
  • к 4-5 мес — перед началом введения прикорма;
  • после 6 мес (в 7-8 мес) — когда введены многие из продуктов прикорма, начинают прорезываться зубы;
  • после 1 года — контроль.

Кроме того, возможны исследования биоценоза после замены питания, приема антибиотиков, проведенной микробиологической коррекции (не ранее, чем через 2-3 нед).

Правила введения докорма и прикорма

Основной принцип введения любого нового продукта — постепенность; начинать надо с очень маленьких доз новой пищи.

Другой важный принцип вскармливания — стабильность базового питания. Это относится к адаптированным смесям — заменителям грудного молока. Если ребенок получает в качестве докорма адаптированную смесь, ее нежелательно менять на аналогичную, чтобы не перегружать адаптационные возможности ребенка. Докорм вводят постепенно, и, если в течение 7–10 дней не наступает выраженного ухудшения состояния ребенка, смесь менять не нужно. В некоторых случаях, когда ребенок не способен нормально усваивать адаптированные смеси, временно может быть введено лечебное питание («Фрисовом» — при запорах и срыгиваниях; «Ал-110» — при лактазной недостаточности; гипоаллергенные смеси («Хумана-ГА») — при выраженном дерматите и т. д.), которое также нужно вводить максимально постепенно. Мы считаем соевое питание и гидролизаты нефизиологическими продуктами, приводящими к метаболической дисфункции, поэтому не рекомендуем использовать такое питание в качестве докорма, а, по возможности, советуем заменить его на лечебные или адаптированные смеси. Обычно нарушения адаптации связаны с дисбактериозом кишечника, и после его коррекции можно и нужно от лечебного питания постепенно переходить к адаптированной молочной смеси.

Есть основания полагать, что биологическая эволюция человека в последние десятилетия отстает от эволюции окружающей среды. Поэтому большинство детей рождаются с нарушениями адаптации или существенными предпосылками к таким нарушениям (дисбактериоз, который появляется в раннем возрасте у большинства детей). Поэтому вводить новые продукты детям первого года нужно гораздо осторожнее, чем это делалось ранее, для предыдущих поколений. Более осторожное введение докорма или прикорма нисколько не повредит ребенку, никакого недостатка в питательных веществах и витаминах не возникнет. При этом осторожное включение в рацион нового продукта сведет к минимуму риск развития атопического дерматита и других срывов адаптации у ребенка.

Даже если ребенку существенно не хватает грудного молока, постепенность введения докорма оправдана, и риск недоедания потенциально менее опасен, чем риск срыва адаптации. Наш опыт показывает, что дети, которым докорм или прикорм вводился сразу в большом количестве, в большинстве случаев имели более выраженные нарушения биоценоза кишечника, сопровождающиеся функциональной декомпенсацией, в том числе проявлениями атопического дерматита, по сравнению с малышами, которым новое питание вводилось постепенно.

Чем меньше первоначальная доза нового продукта, чем медленнее она увеличивается, тем меньше вероятность возникновения атопического дерматита.

Данное правило можно проиллюстрировать «физкультурным» примером. Для того чтобы не «сорвать» мышцы, а эффективно «накачать», нужно постепенно увеличивать нагрузку. Это относится и к работе поджелудочной железы, иммунной системы и других механизмов адаптации. Нельзя забывать, что у ребенка первых месяцев жизни эти механизмы недоразвиты и нагрузка должна быть адекватной. Таким образом, чем младше ребенок, тем с большей осторожностью ему следует давать любой новый продукт.

Новый продукт желательно вводить в конце кормления, по возможности, смешивая с привычным питанием.

Новые продукты вводят в те кормления, когда в дальнейшем планируется их использовать. Докорм (адаптированная смесь — заменитель грудного молока) можно вводить несколько раз в сутки, а любой вид прикорма вводят только однократно в сутки. В данном случае также может быть полезна «физкультурная» аналогия: во время физической тренировки мышцы сначала «разогревают» и лишь потом дают им нагрузку. Ферментативным системам, кишечнику тоже нужно «разогреться», начать активно работать, переваривая знакомую пищу. Введение нового продукта в конце кормления не застанет врасплох организм ребенка, кроме того, он будет легче привыкать к новым вкусовым ощущениям. Когда количество нового продукта достигнет 30,0–50,0 (при правильном введении — к 7–10-му дню), а ребенок адаптируется к этому продукту, можно начинать давать такой продукт в начале кормления.

После того как ребенок поел привычную пищу, новый продукт нужно капнуть в рот из пипетки, или дать на кончике чайной ложки, или смешать с «последней ложкой» привычной пищи. День за днем порция продукта увеличивается.

Следует вводить не более одного нового продукта за 7–10 дней.

Для адаптации к новому продукту необходимо время: не менее одной недели. Этот процесс идет лучше, когда адаптироваться приходится к одному воздействию. Если на пике адаптации к одному воздействию добавляется еще одно воздействие, также требующее привыкания, то это может привести к срыву. Это относится не только к питанию: нежелательно вводить новые продукты за 3 дня до или через 3 дня после прививок, в первую неделю прорезывания зубов, во время ОРЗ и других острых заболеваний, а также в первые 10–14 дней проведения корригирующих мероприятий по поводу дисбактериоза кишечника. Помимо облегчения адаптации соблюдение этого условия дает информацию об индивидуальной переносимости вводимого нового продукта.

После того как ребенок поел привычную пищу, новый продукт нужно капнуть в рот из пипетки, или дать на кончике чайной ложки, или смешать с «последней ложкой» привычной пищи. День за днем порция продукта увеличивается.

Следует вводить не более одного нового продукта за 7–10 дней.

Для адаптации к новому продукту необходимо время: не менее одной недели. Этот процесс идет лучше, когда адаптироваться приходится к одному воздействию. Если на пике адаптации к одному воздействию добавляется еще одно воздействие, также требующее привыкания, то это может привести к срыву. Это относится не только к питанию: нежелательно вводить новые продукты за 3 дня до или через 3 дня после прививок, в первую неделю прорезывания зубов, во время ОРЗ и других острых заболеваний, а также в первые 10–14 дней проведения корригирующих мероприятий по поводу дисбактериоза кишечника. Помимо облегчения адаптации соблюдение этого условия дает информацию об индивидуальной переносимости вводимого нового продукта.

Оценивать течение адаптации и индивидуальную переносимость нового продукта следует по изменениям стула, кожи, поведения и самочувствия ребенка.

Оценить исходное состояние по этим критериям нужно до введения нового продукта. Начиная вводить новый продукт с микродоз, следует следить за изменениями. Если отмечаются ухудшения от исходного состояния (появление или усиление кожных высыпаний; изменения стула: нарушения опорожнения, разжижение, появление слизи или «зелени»; беспокойства или срыгивания) и эти нарушения носят умеренный характер, вводимый продукт не нужно отменять сразу: некоторое время (2–4 дня) можно продолжать давать его, не увеличивая дозу. Таким образом пищеварительные системы могут адаптироваться, что будет проявляться возвращением к исходному состоянию, в этом случае постепенное введение нового продукта можно продолжить. Если проявления срыва адаптации выраженные или после ухудшения не наступает возврата к исходному состоянию, новый продукт отменяют. После отмены продукта, вызвавшего срыв адаптации, некоторое время (до 1 нед) желательно не вводить новых продуктов, а затем следует продолжить введение прикорма. К продукту, который не подошел ребенку, можно вернуться через 3-4 нед, включая его в рацион так же постепенно.

Очень важно соблюдать данные правила при первых попытках ввести новые продукты. В дальнейшем адаптационные возможности ребенка совершенствуются, и новые продукты можно вводить более быстрыми темпами, но, по-прежнему, с осторожностью.

Эти правила могут показаться излишне жесткими, однако, на наш взгляд, осторожность и даже перестраховка при введении новых продуктов ребенку до 1 года не помешает. Не будет большого вреда, если введение прикорма затянется, все равно ребенок получит все необходимые ему для развития компоненты пищи. А риск срыва адаптации с последующим развитием дисбактериоза кишечника и атопического дерматита при неаккуратном введении новых продуктов у детей первого года жизни возрастает многократно.

При введении прикорма желательно отдавать предпочтение готовым продуктам детского питания, адаптированным или частично адаптированным. Привыкание к таким продуктам происходит более гладко, чем к продуктам собственного приготовления. В свою очередь, если уже произошла адаптация к «баночному» питанию, ребенку будет легче приспособиться к другим продуктам. Детское питание не содержит консервантов и вредных добавок, обогащено витаминами и сбалансировано по составу, но приобретать его можно только в специализированных магазинах или отделах детского питания.

В некоторых случаях рекомендации по срокам введения, указанные на упаковке детского питания (особенно это относится к сокам и пюре), не соответствуют физиологическим возможностям ребенка (табл.). Независимо от рекомендаций фирмы — производителя детского питания, нужно помнить, что введение любого прикорма нежелательно до 4-5 мес, а таких продуктов, как творог, мясо, рыба, — до 6-7 мес.

Следует учитывать, что кроме индивидуальной непереносимости каких-то продуктов вкус новой еды может просто не нравиться ребенку. В этом случае он будет плеваться новой пищей или отказываться от нее. Мы считаем, что заставлять ребенка есть насильно неправильно. Можно попытаться сделать так, чтобы ребенку питание понравилось (например, добавить фруктозу) или отказаться от этого продукта (возможно, временно, до тех пор пока ребенок не станет относиться к продукту иначе).

Если отмечается непереносимость какого-то конкретного продукта, можно найти ему замену среди аналогичных. Но если нарушения адаптации сопровождают введение практически любого продукта прикорма или не усваивается целая группа продуктов (например, молочные продукты, в том числе лактозосодержащие смеси), то, скорее всего, дело — не в питании, а во внутренних проблемах, приводящих к дизадаптационному синдрому. Чаще всего, по нашим наблюдениям, такой проблемой является дисбактериоз. Коррекция микроэкологических нарушений приводит к восстановлению нормальной адаптации ребенка к питанию.

А. Л. Соколов
Ю. А. Копанев, кандидат медицинских наук
МНИИЭМ им. Г. Н. Габричевского, Москва







Приложения



  • Адаптация к питанию, прикорм, атопический дерматит и дисбактериоз - Таблица. Физиологические и метаболические детерминанты сроков введения прикорма
    Физиологические процессыВозраст
    Созревание ферментативных процессов переваривания пищи:
      усиление секреции соляной кислоты и снижение рН желудочного сока;3 мес
      повышение пепсина и других протеиназ;3-4 мес
      повышение активности амилазыс 2-3 мес до 1 г.
    Созревание рефлекторных механизмов, необходимых для проглатывания полужидкой и твердой пищи: угасание "рефлекса выталкивания ложки" и поддержание туловища в вертикальном положении4-5 мес
    Созревание процессов местного иммунитета в кишечнике: повышение уровня IgA3-4 мес
    Снижение проницаемости слизистой кишечника: созревание гликопротеидного компонента слизи; уменьшение текучести мембран энтероцитов3 мес

Все новости и обзоры - в нашем канале на «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий: