Учить и лечить по-новому

Недавно в медицинском мире произошло знаменательное событие. Была зарегистрирована Всероссийская Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей). О проблемах медицины вообще и семейной медицины в частности с проректором ММА им. И. М.




Недавно в медицинском мире произошло знаменательное событие. Была зарегистрирована Всероссийская Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей). О проблемах медицины вообще и семейной медицины в частности с проректором ММА им. И. М. Сеченова, академиком РАН, председателем Всероссийской Ассоциации врачей общей практики (семейных врачей) И. Н. Денисовым беседовала Елена Цыпленкова.

Е. Цыпленкова. Игорь Николаевич, наш журнал уделяет большое внимание различным клиническим аспектам, вопросы же организации медицинской помощи удается осветить довольно редко. А интерес к этим проблемам у читателей большой. Процесс становления врача общей практики идет крайне медленно. Вот промелькнуло сообщение, что подмосковное правительство заявило о начале реорганизации первичной помощи по принципу врача общей практики. Некоторые назвали это начинание революционным. Однако решение о проведении такой реформы в масштабах всей страны принято Минздравом еще в 1992 году.

И. Денисов. Проблема изменения структуры первичной помощи по-прежнему стоит очень остро. В некоторых регионах, особенно там, где удавалось получить помощь зарубежных партнеров, эта работа проводилась успешно. В иных же реформу вообще не начинали. Минздрав планирует провести четыре зональных совещания, призванных скоординировать усилия разных регионов. На совещаниях мы планируем проработать все вопросы с законодательной базой и оплатой. На февраль запланирована коллегия Минздрава, после которой появятся новые приказы, ускоряющие решение этой задачи, например вопросов взаимоотношений со специалистами. Наша страна — единственная в мире, где узкие специалисты есть на уровне первичной помощи. Это очень затратно. К тому же специалисты дисквалифицируются. Терапевт же не имеет права лечить больных с патологией, выходящей за рамки внутренних болезней, у него сертификат только по терапии. Потому разрешить такую ситуацию сможет врач общей практики. Он должен стать системообразующей единицей нашего здравоохранения.

Е.Ц. А что же делать со специалистами?

И.Д. Не боги горшки обжигают. Мне, например, за всю жизнь пришлось сменить четыре места работы. Причем каждое было очень ответственным. Я считаю, что переучиться вполне возможно.

Е.Ц. А кто поставит перед врачами такую задачу — переучиваться? Ведь люди сами себя реорганизовать не могут.

И.Д. К этому должна подталкивать государственная политика, нужно выработать соответствующие документы. Кроме того, необходим перевод врачей на контрактно-договорную систему, что подразумевает изменение порядка финансирования. Становление общеврачебной практики все еще находится в русле организационно-финансовых аспектов.

Е.Ц. Кстати, о финансах. В этом году фонд «Общественное мнение» провел опрос 1500 городских и сельских жителей страны. Задавался один вопрос: на какие государственные нужды они в первую очередь направили бы те деньги, которые как налогоплательщики заплатили государству? Были перечислены основные статьи бюджета, причем предлагалось выбрать не более пяти вариантов ответов. Оказалось, что около 60 процентов направили бы большую часть денег на здравоохранение, далее — на образование, а потом уже на оборону. Такое впечатление, что государственные чиновники не в курсе чаяний народа.

И.Д. Возможно, руководителям в системе здравоохранения не хватает экономических знаний. Ведь именно из-за недостатка таких знаний главные врачи являются противниками реформ. Они не знают, как эффективно управлять деньгами. Сам принцип финансирования здравоохранения должен быть изменен в корне. Сейчас мы переходим к системе медико-социального страхования. Я бы подходил к оценке этой модели с осторожностью. О подобной идее академик Чазов говорил, что из двух нищих одного богатого не сделаешь.

Е.Ц. Экономическая неграмотность усугубляется еще и правовой. Недавно я была на конгрессе Американского общества права, медицины и этики, где обсуждались права пациента, гражданская ответственность врача и многие другие вопросы, которые очень редко поднимаются в России.

И.Д. Удивительно, что вопроса о правовом образовании мне в Минздраве ни разу никто не задал, хотя проблема стоит крайне остро. Чтобы проиллюстрировать свои слова, приведу мнение выпускников российских медицинских вузов, проработавших по специальности 1-2 года. По клиническим дисциплинам хорошим и достаточным полученное образование назвали 78% выпускников. Правовую и экономическую подготовку достаточной и хорошей сочли только 45%, тогда как недостаточной — 55%. Именно поэтому у нас в академии организован факультет управления, где врачей учат и экономике, и юридическим аспектам.

Е.Ц. А что еще изменилось в системе медицинского образования?

И.Д. Сейчас мы вводим систему дистанционного последипломного образования. Потребность в нем очень велика. Хотелось бы сделать наше новшество экономически выгодным. Поэтому в системе последипломного образования мы должны как бы нарастить дополнительные сведения к базовым знаниям, не повторяя того, что уже хорошо известно.

На цикле повышения квалификации нужно дать только самое новое и современное, то есть, говоря компьютерным языком, нужно провести upgrade и update. Базовые же знания врач должен получить сам. Общие сведения об этиологии, патогенезе, лечении и прочем он может получить из так называемого модуля или блока, включающего брошюры, слайд-лекции (на компьютерной дискете или CD). Воспользоваться такой информацией человек может в любое удобное для него время. Это, естественно, требует достаточно активной позиции обучающегося. Причем после такой «домашней» работы врач может претендовать на получение сертификата специалиста без прохождения сертификационного курса. Достаточно лишь пройти тестирование и собеседование. Это вполне эффективно, экономически выгодно и удобно для нашей большой страны. Так делают во всем мире. Мы же только начинаем.

Во внедрении дистанционного образования важную роль должны сыграть профессиональные журналы. Нужно отметить, что «Лечащий Врач» по праву занимает в этом деле одно из ведущих мест.

Е.Ц. Дистанционное образование может очень помочь и в переподготовке врачей разных специальностей во врачей общей практики.

И.Д. Совершенно верно. Ведь не надо забывать, что мы занимаемся переподготовкой именно врача, который уже имеет необходимую массу знаний. Ему надо дать стандарт того, что он должен знать и уметь. И недостающие знания и умения он приобретет в процессе очного обучения на цикле. Это касается и циклов повышения квалификации. Здесь важно подготовить те самые стандарты, и это мы считаем своей наиважнейшей задачей.


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт