СПИД: проблема сегодня

О проблемах СПИДа в нашей стране мы попросили рассказать академика РАМН Вадима Валентиновича Покровского. С ним беседует зам. главного редактора журнала Валерия Фейгина.




В настоящее время проблема инфекционных заболеваний в нашей стране и во всем мире приобрела особое значение, так как, вопреки высказывавшемуся в начале века мнению, инфекции не только не исчезли с лица земли, но и умножились: в дополнение к уже известным заболеваниям, таким как туберкулез, появились новые, в том числе СПИД. О проблемах СПИДа в нашей стране мы попросили рассказать академика РАМН Вадима Валентиновича Покровского. С ним беседует зам. главного редактора журнала Валерия Фейгина.

Вадим Валентинович, сейчас много говорят о возросших темпах распространения СПИДа в нашей стране, так ли это?

Да, к сожалению, это так. В России ВИЧ-инфекция распространяется быстрее, чем в странах Африки. У нас существует явная тенденция к ежегодному увеличению числа новых случаев инфицированности в два раза. Если такие темпы инфицированности сохранятся еще в течение хотя бы трех-четырех лет, то в России будет более чем миллион инфицированных, причем в основном это молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Как известно, половина ВИЧ-инфицированных погибает через 12 лет после заражения, то есть через десять лет в стране погибнет около полумиллиона человек. Причем погибнут молодые люди самого работоспособного возраста. Это грозит стране настоящей демографической катастрофой, так как снизится и без того низкая рождаемость. Уже сейчас в некоторых районах Московской области имеются проблемы с призывом в армию, потому что от 3 до 5% людей этой возрастной группы являются ВИЧ-инфицированными.

С чем связан такой рост темпов ВИЧ-инфицированности?

В основном это связано с распространением наркомании. Но параллельно увеличивается и число зараженных половым путем. Хотя наркотики значительно снижают возможность ведения нормальной половой жизни, наркоманы какое-то время все-таки продолжают оставаться мужчинами. Это огромная социальная проблема, так как женщины-наркоманки зарабатывают на жизнь в основном воровством и проституцией. Все это опять-таки происходит с людьми из возрастной группы 15-25 лет. На примере распространения вирусного гепатита С хорошо видно, что, как правило, люди сначала пробуют наркотики, а потом начинают половую жизнь.

Каким образом государство участвует в борьбе со СПИДом?

Существует федеральная программа по борьбе со СПИДом. Она предусматривает финансирование в размере 44 млн. руб. в год. Эта сумма отводится на все профилактические мероприятия, тестирование и лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Реально выделенных денег хватает только на приобретение одного отечественного препарата для лечения, в то время как эффективная терапия предусматривает одновременное использование трех компонентов. Стоимость полноценного лечения составляет примерно 10 тыс. долл. в год на одного больного. На сегодняшний день в России зарегистрировано 56 тыс. ВИЧ-инфицированных, на самом деле их в пять, а то и в десять раз больше. Даже если мы попытаемся лечить только всех зарегистрированных, то получится сумма совершенно нереальная для нашего здравоохранения.

Что же реально можно сделать в такой ситуации?

Проблема еще и в том, что, к сожалению, общество не готово воспринять проблему СПИДа в полном объеме. Мы на пороге настоящей катастрофы. Поэтому главное направление в борьбе с эпидемией СПИДа — это предупреждение инфицирования.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, на профилактику ВИЧ-инфицирования необходимо тратить порядка 50-70% бюджета здравоохранения. В нашей стране на это расходуется не более 5%.

На конференции по СПИДу в Дурбане (ЮАР) было сообщено о создании вакцины против СПИДа. Насколько это улучшит ситуацию в России?

Раньше считалось абсолютно невозможным создание такой вакцины. Вышеупомянутое сообщение касается испытаний вакцины против одного штамма вируса, в то время как в нашей стране их семь. Это говорит о том, что, даже если вакцина окажется эффективной на все 100%, это не сильно изменит ситуацию. Программа испытания вакцины в США рассчитана до 2007 года. Это реальный срок. Если темпы роста ВИЧ-инфицирования в нашей стране сохранятся на прежнем уровне, то к тому времени России вакцинация вряд ли поможет.

Возможно ли предотвращение перинатальной трансмиссии?

В этой области имеются значительные успехи. При специфическом лечении ВИЧ-инфицированной женщины удается снизить риск инфицирования плода и новорожденного до 8-10%, в то время как без лечения процент инфицирования достигает 25%.

Какова, на ваш взгляд, роль врачей, в том числе семейных, в борьбе со СПИДом?

В нашей стране исторически сложилось так, что проблемами профилактики СПИДа занимаются врачи специальных центров по борьбе со СПИДом. Но, к сожалению, их работа малоэффективна, что связано с остаточным финансированием и, в большей степени, с непониманием обществом проблемы. Существует вполне реальная вероятность того, что в недалеком будущем большинство врачей будут постоянно встречаться с ВИЧ-инфицированными в своей практике. Поэтому уже сейчас каждый врач должен пытаться заниматься профилактикой СПИДа, разъяснительной работой среди населения, среди детей и подростков в своих подопечных семьях.

Какова вероятность ВИЧ-инфицирования врача при работе с больными?

Это весьма маловероятно. Заражение происходит в основном при уколе. Вероятность заражения 0,2%. Если соблюдать технику безопасности, то заражение практически исключено.

В чем вы видите роль средств массовой информации?

В разъяснении ситуации, в борьбе против наркомании. Это касается и специализированных медицинских изданий. У нас существует множество проблем психологического характера, в том числе проблема дискриминации ВИЧ-инфицированных. Надо шире знакомить врачей с особенностями заражения СПИДом, а также с возможностями лечения и профилактики.


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт