Подготовка к съезду

5-7 декабря 2000 года в Самаре пройдет первый Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей).




5-7 декабря 2000 года в Самаре пройдет первый Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей). О перспективах реформирования здравоохранения по принципу общей врачебной практики (семейной медицины) мы попросили рассказать начальника отдела организации и контроля качества медицинской помощи Минздрава РФ Галину Петровну Сквирскую. С ней беседует главный редактор журнала Елена Цыпленкова.

Галина Петровна, многие наши читатели интересуются, в чем смысл реформирования здравоохранения по принципу общей врачебной практики? Почему это стало необходимым?

Безусловно, назрела необходимость подготовить действительно лечащего врача, который знает своего пациента, его семью, генетические особенности семьи, социально-бытовые и производственные условия. А сейчас конкретным человеком может заниматься и участковый терапевт, и узкие специалисты в районной поликлинике, и цеховой врач по месту работы. Они не знают больного в целом, поэтому реально им никто не занимается.

При министре Б. В. Петровском впервые в мире была введена должность участкового врача. Я подчеркиваю: участкового врача, а не участкового терапевта. Это был большой шаг на пути к подготовке настоящего лечащего врача. Но в то же время было принято решение привлечь узких специалистов для работы на догоспитальном этапе, т. е. в поликлинику. И участковый врач превратился в участкового терапевта, у которого остался только узкий круг чисто терапевтических заболеваний. А вместо штатных специалистов на постоянный прием в поликлинике, можно было сделать их консультантами. Потом пошла специализация терапевтов: гастроэнтерология, кардиология, эндокринология, пульмонология и т. д. И поликлиника, задуманная как высокопрофессиональное и доступное учреждение, превратилось в место, где вообще не лечат. В поликлинику приходят за больничным листом, за справкой, за рецептом. На содержание поликлиник тратится много средств, а результат неадекватен.

Значит, надо перейти к системе единого лечащего врача, который взял бы на себя всю профилактическую работу, лечение многих заболеваний и обращался за консультацией к специалисту в сомнительных и сложных случаях, а после консультации продолжал бы сам вести пациента. При этом должна действовать система штрафных санкций при несвоевременном направлении или пропуске патологии и система взаиморасчетов с консультантами.

Но почему эта реформа идет так медленно?

Она и не может идти быстро. Даже в экономически благополучных странах подобная реформа длится свыше десяти лет, а с нашей нестабильной экономической ситуацией ждать быстрого результата вряд ли возможно. Но идеологически реформирование здравоохранения подготовлено. Система разработана очень гибкая. Вот, например, мне очень понравилась частная практика в Тюмени, которую ведет группа врачей. На ее базе работает кафедра семейной медицины Тюменского мединститута. То есть варианты организационно-правовых форм работы врачей общей практики определены.

А как обстоит дело с подготовкой врачей общей практики в мединститутах?

Чтобы готовить самих врачей, вначале надо подготовить учителей. Базовая подготовка в наших мединститутах прекрасная. В рейтинге ЮНЕСКО медицинские вузы России занимают со 2-го по 40-е места. А вот с последипломным образованием хуже. Оно вышло из нашего базового образования. И уже готовым врачам опять читают лекции, а практические навыки отсутствуют.

Подготовлено 5000 врачей общей практики, из них 1100 реально работают. Остальным надо подготовить рабочие места.

А как их подготовить в поликлинике, например?

Если мы хотим реконструировать, скажем, завод, мы должны обновить, отремонтировать помещение, закупить новое оборудование, станки и обучить кадры. На все это нужны деньги. То же самое — в здравоохранении. Наша же страна решила попробовать провести реформы без денег. А при нулевых затратах ждать хорошего результата не приходится.

А кто готовит экономические разработки для реформ?

К сожалению, с экономикой здравоохранения дело обстоит неважно. Мы же бюджетная сфера, и была у нас не экономика, а бухгалтерия. Экономика же предусматривает управление. Таких управлений у нас очень мало. Их готовят за рубежом, но и этот опыт нельзя просто взять и перенести к нам: у нас условия совсем другие. Слава богу, у нас поняли, что здравоохранение — это не полностью рыночная сфера, и мы сейчас приступаем к разработке экономических моделей.

Это вопросы формирования денежных потоков, а как их использовать?

Сейчас у доктора нет экономической заинтересованности. Главная его забота — подняться на одну тарифную сетку выше. Лечащий врач должен быть частичным фондодержателем, ему выдаются деньги (в виде счета или в какой-либо другой форме). Он должен сам расходовать деньги на лечение своих больных, на расчеты с консультантами, а те средства, что останутся, составят его доход. Тогда система будет эффективной. Но некоторые региональные руководители здравоохранения не вполне оценивают необходимость создания экономических мотиваций, да и смена руководства осуществляется достаточно часто. Мы живем в эпоху

перемен.

Какой вы видите роль средств массовой информации в популяризации врача общей практики среди врачей и широкой общественности?

Необходимо раскрыть перед врачом преимущества нового механизма работы. Он должен понимать, что его гонорар будет зависеть только от него, от объема, качества и результатов его работы. Кроме того, он должен чувствовать самоуважение. Поэтому вам следует донести до врачей идеи реформирования.


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт