Приказ министра здравоохранения РФ № 463 «Об отраслевой программе 'Общая врачебная (семейная) практика'»

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика».




РЕКЛАМА

Семейный врач: состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Печатается с сокращениями. Начало см. в № 3’ 2000 c. 50

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика».

Приоритетами данной программы являются:

  • всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
  • профилактическая направленность;
  • обеспечение эффективного функционирования целостной, организационно и экономически гибкой системы оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
  • активное участие населения, медицинской общественности, всех органов власти в решении вопросов здравоохранения;
  • формирование врача новой формации, являющегося организатором, координатором лечебно-профилактической работы на участке обслуживания, который, в отличие от узкого специалиста, был бы ориентирован на пациента и его семью в целом;
  • повышение уровня квалификации и расширение спектра деятельности сестринского персонала.

Достижение приоритетов программы осуществляется:

  • разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих развитие первичной медико-санитарной помощи и укрепление организационно-правового статуса общей врачебной (семейной) практики;
  • использованием многообразия современных и экономически приемлемых организационных форм первичной медико-санитарной помощи и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих повышение качества внебольничной помощи и удовлетворенность населения первичной медико-санитарной помощью; деформализацию профилактической деятельности; повышение доверия пациента к врачу первичной медико-санитарной помощи;
  • созданием комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики;
  • информационным, материально-техническим и научно-методическим обеспечением внедрения общей врачебной (семейной) практики;
  • реформой первичного звена здравоохранения предполагается в виде последовательного, постепенного перехода на систему общей врачебной (семейной) практики с сохранением накопленного потенциала здравоохранения, максимальным использованием имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений.

Цель и задачи программы

Программа ставит целью формирование основ и условий для повышения эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при ведущей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики.

Достижение цели программы предполагает решение ряда задач:

  • совершенствование нормативно-правовой, материально-технической и организационно-методической базы для ускорения реализации реформы первичного звена здравоохранения, становления общей врачебной (семейной) практики;
  • развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки, систематического повышения квалификации кадров для общей врачебной практики;
  • создание и апробация системы информационного обеспечения внедрения общей врачебной (семейной) практики;
  • реализация механизмов использования потенциала врача общей практики (семейного врача) и сестринского персонала, повышения доступности, эффективности и качества медицинской помощи;
  • внедрение (с использованием накопленного опыта) рациональных форм и методов организации первичной медико-санитарной помощи на базе общей врачебной (семейной) практики в ее взаимосвязи со специализированными видами медицинской помощи, помощью на дому, неотложной и скорой медицинской помощью с учетом сложившейся в регионах социальной инфраструктуры, характера расселения и других особенностей субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение развития специальных научных исследований, разработка и внедрение эффективных форм и методов рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения.

Основные направления реализации программы

1. Нормативно-правовое обеспечение общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается совершенствование правовых основ организации первичной медико-санитарной помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики с системным подходом в разработке предложений к решению первоочередных проблем ее нормативно-правового обеспечения. Предполагается подготовка пакета нормативно-правовых, распорядительных и методических документов, регламентирующих деятельность сети амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений с учетом изменяющихся социально-экономических условий и концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.

Наряду с гарантиями государства по осуществлению прав граждан на получение, а также предоставление доступной для каждого и бесплатной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики при одновременном существовании платных медицинских услуг требуется также нормативно установить место общей врачебной (семейной) практики в системе здравоохранения и основы взаимоотношений с другими службами и службами социальной защиты, страхования; права и обязанности субъектов общей врачебной (семейной) практики; правовой, социальный статус и гарантии социальной защищенности всех субъектов общей врачебной (семейной) практики; участие санитарно-эпидемиологических и других служб в решении проблем гигиены, оздоровления окружающей природной среды и борьбы с инфекционными заболеваниями в рамках общей врачебной (семейной) практики.

Предусматривается разработка документов, определяющих организационную структуру общей врачебной (семейной) практики, ее форм (одиночной и групповой, обособленной и действующей в амбулаторно-поликлиническом учреждении в сельской местности и в городах разного типа), а также объемы и характер предоставляемой населению помощи, включая проведение профилактических работ, осуществление диспансеризации и т. п.

Требуется разработать стандарты качества оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках общей врачебной (семейной) практики и порядок их введения в действие; характер подготовки, условия повышения квалификации медицинских и социальных работников общей врачебной (семейной) практики; условия и порядок сертификации и лицензирования одиночной и групповой общей врачебной (семейной) практики; принципы диагностики потребностей и удовлетворения спроса в кадрах; методы обеспечения и контроля качества и условий оказания медико-санитарной помощи; типовой контракт врача общей практики (семейного врача) и др.

2. Развитие организационных основ общей врачебной (семейной) практики. Исходя из роли общей врачебной (семейной) практики в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей программой в целях оптимизации всей системы организационно-технологического обеспечения общей врачебной (семейной) практики, а также других лечебно-профилактических учреждений страны предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием накопленного в регионах России и международных программах опыта внедрения общей врачебной (семейной) практики, в частности:

  • обоснование медико-организационных основ реорганизации внебольничной помощи населению на основе прогрессивных моделей развития с учетом реструктуризации стационарной помощи;
  • разработка методов комплексного структурного анализа предоставляемой населению медицинской помощи и ресурсного обеспечения системы здравоохранения на территории;
  • разработка и апробация системы обеспечения качества и эффективности оказания первичной медико-санитарной помощи на базовых территориях;
  • разработка моделей системы первичной медико-санитарной помощи населению с учетом поэтапного перехода к общей врачебной (семейной) практике и реструктуризации стационарной помощи.

Предполагается, что выполнение программных мероприятий придаст импульс органам и учреждениям здравоохранения Российской Федерации в деятельности по формированию и укреплению общей врачебной (семейной) практики; расширению функций преобразуемых поликлиник, а также мониторингу результативности их деятельности.

3. Развитие системы профессиональной подготовки кадров для общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается комплекс мер по совершенствованию технологии подготовки преподавателей и специалистов в области общей врачебной (семейной) практики (врачей и сестринского персонала) и повышению их квалификации, расширению диапазона профессиональной деятельности и спектра предоставляемых медицинских услуг.

Предполагается разработка психолого-педагогических основ изучения семьи как объекта общей врачебной (семейной) практики: формирование системы профессиональной подготовки врачебного, сестринского персонала, работников социальной службы применительно к общей врачебной (семейной) практике.

Планируется:

  • развитие основ и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для общей врачебной (семейной) практики с учетом потребностей первичной медико-санитарной помощи для совершенствования образовательных программ и внедрения новых технологий;
  • разработка методических походов и системы подготовки преподавательского состава по общей врачебной (семейной) практике и их реализация;
  • разработка и формирование системы профессиональной подготовки сестринского персонала (в том числе с высшим образованием) для общей врачебной (семейной) практики;
  • разработка системы образовательных стандартов для до- и последипломной подготовки специалистов в области общей врачебной (семейной) практики;
  • совершенствование учебных и учебно-методических материалов по общей врачебной (семейной) практике для образовательного процесса и использования в практической деятельности;
  • разработка и апробация системы (программы, процедуры и т. п.) аттестации, сертификации и лицензирования врачей общей практики (семейных врачей) и сестринского персонала;
  • разработка организационных моделей по созданию учебных и научно-практических центров по общей врачебной (семейной) практике.

Данные мероприятия могут и должны стать ориентирами в принятии управленческих решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании кадровой политики, включая использование социальных работников в общей врачебной (семейной) практике, внедрение инноваций в проведении аттестации врачей общей практики (семейных врачей) и т. д.

4. Нормативно-технологическое обеспечение строительства и размещения амбулаторно-поликлинических учреждений нового типа. Для снижения затрат при переходе на систему первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (СВ) Программой предусматривается максимальное использование имеющихся мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений и лишь при необходимости и возможности — развертывание новых мощностей. В то же время введение общей врачебной (семейной) практики, изменение медико-технологических процессов и расширение функций и роли существующих амбулаторно-поликлинических учреждений потребуют развития материально-технической базы первичного звена здравоохранения за счет дооборудования, изменения планировочной структуры, реконструкции действующих учреждений и строительства новых, в том числе офисов (кабинетов, амбулаторий) врача общей практики (СВ). В связи с этим необходима разработка нормативно-технической базы, проектно-конструкторской документации на развертывание, размещение кабинетов, амбулаторий врача общей практики (семейного врача) в соответствии с современными требованиями.

Программой предусматривается на основе проведения научных и научно-проектных работ создание пособий по проектированию современных, новых и реконструируемых территориальных поликлиник и по проектированию медицинских офисов для работы врача общей практики (СВ) с вариантами проектных решений для разных градостроительных ситуаций, а также разработка нормалей основных планировочных элементов медицинских офисов и инновационных поликлиник.

5. Информационное обеспечение и управление программой. Предусматривается создание системы информационного обеспечения населения и медицинских работников по проблемам общей врачебной (семейной) практики, ее организационно-методическим, медицинским и социальным инновациям (с использованием электронных и иных средств массовой информации).

Планируется разработка методических подходов и требований к информационному обеспечению внедрения общей врачебной (семейной) практики и создание типового АРМа (в целом и в виде блоков) врача общей практики (СВ).

Планируется создание на одной из базовых территорий опытно-экспериментального полигона по отработке использования на территориальном уровне современных информационных технологий и установление телекоммуникационных связей между врачом общей практики (СВ) и клиническими центрами, другими учреждениями здравоохранения для консультирования пациентов и повышения профессиональных знаний врача общей практики (СВ).

6. Научное обеспечение внедрения общей врачебной (семейной) практики. Предусматривается формирование научно-методических основ комплексного решения проблем внедрения общей врачебной (семейной) практики, проведение научных исследований, в том числе:

  • разработка методических материалов для врача общей практики (СВ) и сестринского персонала общей врачебной (семейной) практики по осуществлению профессиональной деятельности в зависимости от типа, фаз развития и особенностей обслуживаемых ими семей;
  • разработка системы мониторинга за развитием общей врачебной (семейной) практики в субъектах Российской Федерации; ее апробация на базовых территориях для научного сопровождения реализации реформы первичного звена здравоохранения;
  • формирование принципиальной схемы реструктуризации системы медицинского обслуживания населения территории применительно к особенностям территории;
  • разработка и апробация методологии и системы оценок (по комплексу показателей) медицинской и социально-экономической эффективности перехода амбулаторно-поликлинического звена системы здравоохранения территории на систему общей врачебной (семейной) практики;
  • разработка методических материалов по оптимизации предоставления гарантированных государством объемов медицинской помощи населению;
  • совершенствование методик расчета стоимости медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях системы Минздрава России.

В процессе научного сопровождения реализации Программы будут продолжены изучение и тиражирование опыта внедрения научных разработок по становлению общей врачебной (семейной) практики в регионах путем проведения научно-практических конференций, распространения апробированных перспективных методических подходов, а также посредством освещения в тематических и других изданиях закономерностей развития общей врачебной (семейной) практики.

Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется в основном за счет средств текущего бюджетного финансирования (средств федерального бюджета), внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Механизм реализации программы, организация управления и контроль за исполнением программы

Отраслевая программа «Общая врачебная (семейная) практика» на 2000-2001 годы будет осуществляться в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Для реализации программы «Общая врачебная (семейная) практика» по каждому разделу определяется план конкретных мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и контролируются исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются Минздравом России и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Координацию работ по реализации отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика» на 2000-2001 годы осуществляет Заказчик — Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Руководство выполнением программных мероприятий осуществляет рабочая группа, созданная Министерством здравоохранения Российской Федерации из числа руководителей его структурных подразделений и территориальных органов управления здравоохранением, научных организаций и учреждений здравоохранения, являющихся исполнителями мероприятий Программы.

Заказчик при необходимости обращается в установленном порядке в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством о предоставлении предприятиям, организациям и учреждениям, участвующим в реализации Программы, целевых дотаций или субсидий.