Уважаемые коллеги!

В России дожить до старости — это почти подвиг. Причем подвиг ежедневный, потому что каждый день проходит в буквальном смысле в борьбе за жизнь. 1999 год объявлен ООН годом пожилого человека.




В России дожить до старости — это почти подвиг. Причем подвиг ежедневный, потому что каждый день проходит в буквальном смысле в борьбе за жизнь. 1999 год объявлен ООН годом пожилого человека. Наверное, где-нибудь в Дании или во Франции это событие пройдет и незамеченным. Хотя доля пожилых в этих странах очень высока, равно как и продолжительность жизни. А может быть, аккуратненькие с голубоватыми и фиолетовыми волосами дамы, которых и язык-то не поворачивается назвать старушками, посвятят «своему году» какое-нибудь благотворительное мероприятие или соберутся на очередное «пати» с традиционными танцами. Наши старушки в платочках и с тяжелыми сумками, я думаю, даже и не слышали о том, что целый год был посвящен им. Почему-то, рассуждая о пожилых, я неосознанно думала только о женщинах. А потом поняла, что пожилых мужчин у нас совсем мало — они просто не доживают до «третьего возраста». Средняя продолжительность жизни женщин больше и по всему миру, она составляет примерно 85 лет, а мужчин — 80 лет. В России мужчины живут в среднем 61 год, недотянувшие до этой цифры умирают в первую очередь от инфарктов и инсультов и от травматизма, возникающего по большей части из-за алкоголизма. В Москве и мужчины и женщины живут чуть дольше, специалисты связывают это с несколько более благоприятными условиями жизни. Чем лучше условия — тем длиннее жизнь. Поэтому проблемы стариков в большей степени социальные, а не медицинские. Конечно, продолжительность жизни зависит в значительной мере и от генетических факторов, но на 50-60% она обусловлена внешней средой. Нет нужды повторять, какого рода условия жизни у нас сейчас в России. Социологи констатируют: население России вымирает. Но, видимо, недостаточно быстро, так как на здравоохранение по-прежнему тратится менее 5% бюджета (в прошлом году ассигнования на здравоохранение составляли 2,3%, в США — 14%, во Франции — 9,7%). Необходимо не только больше тратить денег на охрану здоровья, надо изменить саму структуру распределения средств. В России на многопрофильные стационары тратится 65% всех отпущенных денег, тогда как в Европе 30-35%. Следовало бы переориентировать наше здравоохранение на амбулаторно-поликлиническую помощь и на стационары по реабилитации и уходу с использованием преимущественно сестринского труда. Это особенно важно в связи с ростом числа пожилых людей вообще (их доля сейчас составляет 20%) и одиноких пожилых в частности. Чем старше человек, тем более нуждается он в помощи и уходе, но в то же время потребности в медикаментах не возрастают. Руководители же нашего здравоохранения все свои силы бросили на обеспечение пожилых и инвалидов бесплатными лекарствами, что качественно сделать в наших условиях невозможно в принципе.

Кроме материальных условий важна психологическая установка на долгую жизнь и ощущение своей нужности. Работающие пенсионеры, бабушки, ухаживающие за внуками, пожилые активистки и общественницы не чувствуют груза лет и болезней, пока видят свою востребованность. Молодое поколение и люди среднего возраста не должны забывать о своем будущем. Уважительное и внимательное отношение к старикам сослужит им добрую службу. Не исключено, что через некоторое время российские бабушки и дедушки, как и их западные сверстники, будут ездить в путешествия, думать о завтрашнем дне с уверенностью, а профессия гериатра станет такой же распространенной и нужной, как профессия педиатра.


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт