Комплекс микроэлементов антисклеротической диеты (препарат Витрум-атеролитин) в профилактике атеросклероза

100-летию со дня рождения А. Л. Мясникова посвящаю Н. В. Перова, доктор медицинских наук, профессор ГНИИ профилактической медицины МЗ РФ, Москва 36 лет назад в своей знаменитой книге «Гипертоническая болезнь и атеросклероз» А. Л.




100-летию со дня рождения А. Л. Мясникова посвящаю

Н. В. Перова, доктор медицинских наук, профессор ГНИИ профилактической медицины МЗ РФ, Москва

36 лет назад в своей знаменитой книге «Гипертоническая болезнь и атеросклероз» А. Л. Мясников [1] дал абсолютно точное определение атеросклероза: «Атеросклероз — патологический процесс, основой которого является липоидоз (отложение липидов, главным образом холестерина, в интиме артерий эластического типа) с последующим образованием соединительнотканных очаговых уплотнений — бляшек»

Атеросклероз является сложным патологическим процессом, в основе которого лежат нарушения обменных реакций основных макрокомпонентов организма — белков, жиров и углеводов, развивающиеся вследствие воздействия на организм нефизиологичных для человека условий жизни. Это и неправильное питание с избытком одних и недостатком других веществ, и вредные привычки (например, курение, чрезмерное потребление алкоголя), и недостаточная физиологическая активность — отсутствие тренированности или, наоборот, непомерно высокие физические или умственные нагрузки; стрессовые состояния, сопряженные с полным дисбалансом гормонов.

Одной из важных причин, лежащих в основе метаболических нарушений, способствующих ряду заболеваний человека, в числе которых и воспалительные, и дегенеративные, является дисбаланс в обеспечении современного человека витаминами [2].

Полностью обеспечить человеческий организм необходимыми витаминами можно благодаря сбалансированному питанию, включающему свежие разнообразные продукты, такие как парное мясо, свежая рыба, натуральное (не порошковое) молоко и продукты из них, не подвергавшиеся высокотемпературной обработке и длительному хранению; блюда из различных круп и хлеб из зерновых, с которых не снят поверхностный, самый богатый витаминами слой (отруби, неполированный рис, мука грубого помола); растительные масла, полученные без нагревания и других технологических обработок, без чередования замораживания и оттаивания; свежие овощи и фрукты, потребляемые ежедневно и в достаточных количествах. Такое здоровое питание обеспечивает организм и витаминами, и микроэлементами, входящими в ферментные системы или образующими с определенными белками жизненно важные комплексы — металлопротеиды.

Однако в реальной жизни обычно мы имеем дело с недостаточным обеспечением организма сразу многими витаминами — гиповитаминозом. Очень часто, особенно в городских условиях, человек потребляет рафинированную пищу, прошедшую сложную технологическую обработку. В процессе такой обработки и хранения часть витаминов теряет свою биологическую активность. А свежих овощей и фруктов люди не потребляют в достаточном количестве. Некоторые витамины, например фолиевая кислота, биотин, пантотеновая кислота, вырабатываются в достаточном количестве нормальной микрофлорой кишечника. Но при употреблении антибиотиков и сульфаниламидных препаратов жизнедеятельность нормальной микрофлоры кишечника подавляется, и организм человека испытывает недостаток в этих витаминах. В развитие атеросклероза и атеротромбоза, т. е. морфологических поражений, затрудняющих и закрывающих кровоток в артериях жизненно важных органов, вовлечены многие ткани и системы организма человека: эндотелий, гладкомышечные клетки, макрофаги, превращающиеся в пенистые клетки, клетки крови, в первую очередь тромбоциты и моноциты, липопротеиды плазмы крови, синтезирующиеся из своих липидных и белковых компонентов в печени и кишечнике. При развитии атеросклеротического повреждения артериальной стенки проходят каскады ферментативных реакций взаимопревращения веществ. А витамины в большинстве своем являются кофакторами этих реакций, поэтому недостаток витаминов хоть и не является видимой причиной таких заболеваний, как атеросклероз, но вполне резонно предположить, что восполнение дефицита витаминов — незаменимых микрофакторов — может и должно лежать в основе построения любой антиатеросклеротической терапии.

Последние десятилетия ХХ века ознаменовались большими достижениями в лечении атеросклероза [3]. При реализации больших многоцентровых программ по первичной и вторичной профилактике атеросклероза с использованием новых мощных лекарственных препаратов, снижающих уровень холестерина плазмы крови за счет снижения уровня атерогенных липопротеидов низкой и очень низкой плотности — ЛНП и ЛОНП (4S, WOSCOP, CARE, LIPID FACAPS — TEX CAPE и др.), удалось снизить на 30-42% смертность от коронарной болезни сердца и даже общую смертность на 22-30%. Однако не надо забывать, что эти успехи были достигнуты благодаря многолетним усилиям, направленным на оздоровление стиля жизни популяции, на которой проводились некоторые исследования. Эта работа включает и медицину, и культуру, и социальную и хозяйственную деятельность, но в первую очередь — коррекцию питания [4].

Великий русский кардиолог А. Л. Мясников писал в книге «Гипертоническая болезнь и атеросклероз» (1965): «Развитие атеросклероза, конечно, не связано с недостатком каких-либо витаминов, поэтому лечение витаминами при этом заболевании основано на неспецифическом влиянии их на нарушенный обмен веществ». Школой А. Л. Мясникова интенсивно изучалось влияние витамина С на развитие атероматозных повреждений и экспериментальную гиперхолестеринемию. Были получены довольно разноречивые данные, и только сейчас стало очевидно, что витамин С действует как один из мощных антиоксидантов даже в физиологических концентрациях и именно поэтому способствует задержке развития атеросклеротических повреждений аорты у кролика, а может быть, и у человека. Из витаминов группы В наиболее изучено влияние на метаболические процессы, вовлеченные в атерогенез, витаминов В3, В6, В12, В1.

А. Л. Мясников приводит ряд работ зарубежных и отечественных авторов, где на разных моделях и с помощью разных методических подходов было обнаружено тормозящее действие малых доз (миллиграммовых) никотиновой кислоты на развитие атеросклероза. Возможно, механизмы такого действия связаны с процессами, регулирующими тонус артерий. Лишь при применении больших доз никотиновой кислоты (более 1,5-2 г в день) у людей доказана ее способность снижать уровень холестерина, причем за счет снижения холестерина, входящего в наиболее атерогенные липопротеиды низких плотностей, и повышать уровень холестерина антиатерогенных липопротеидов высокой плотности (ХС ЛВП) [5, 6]. Но никотиновая кислота в больших дозах очень плохо переносится больными (приливы, покраснение кожи), и они часто отказываются от ее применения.

Витамин В6 участвует в обмене жирных кислот и, очевидно, оказывает профилактическое действие на развитие атеросклероза, но не на уровне регуляции содержания холестерина в плазме крови. Несомненно, что эти витамины являются незаменимыми участниками ряда важнейших обменных реакций липидов, в том числе фосфолипидов, которые играют значительную регуляторную роль в обеспечении оттока избытка холестерина из артериальной стенки в печень, где холестерин и разрушается, превращаясь в желчные кислоты.

Оказалось прозорливым предсказание А. Л. Мясникова о важности жирорастворимых витаминов А, его провитамина бета-каротина, витамина Е, поскольку благодаря поверхностной активности «предполагается их активное влияние на сосудистые стенки».

Рисунок 1. Изменение уровня в крови аполипопротеинов

В последние десятилетия доказано, что основное действие жирорастворимых витаминов А и Е связано со способностью даже в физиологической дозе противостоять перекисному окислению липидов и белков, придающему липопротеидам чрезвычайно высокоатерогенные качественные свойства. Окисленные липопротеиды легко и нерегулируемо захватываются макрофагами артериальной стенки, превращая их в набитые жировыми веществами пенистые клетки. В то же время такие макрофаги выделяют ряд повреждающих артериальную стенку веществ; в процесс вовлекаются воспалительные реакции, под влиянием выделяемых макрофагами металлопротеинов разрушается соединительнотканная капсула бляшки. Бляшка разрывается, на месте разрыва образуется тромб, то есть развивается атеротромбоз, который и приводит к закупорке сосуда — остановке кровоснабжения, если ткани сердца — тогда развивается инфаркт миокарда, если ткани мозга — инсульт.

Первая серьезная попытка проверить в строго плацебо-контролируемом исследовании на большой группе больных ИБС (800 человек) разные антиоксиданты показала, что прием витамина Е в больших дозах привел к уменьшению количества новых случаев инфаркта миокарда (Оксфордское исследование) [7]. В настоящее время преобладает точка зрения, что физиологические дозы всех антиоксидантов, включая и минеральные (селен), в значительной степени защищают от атеросклероза и должны быть включены в систему профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных атеросклерозом.

Понятие относительной атерогенности спектра липопротеидов впервые ввел А. Л. Мясников более 40 лет назад, основываясь на соотношении холестерин/фосфолипиды и обосновал положение о том, что риск развития атеросклероза тем больше, чем ниже это соотношение

В работах А. Л. Мясникова и его ближайших сотрудников (М. В. Бавина, С. М. Лейтес) отмечается, что риск развития атеросклероза тем больше, чем ниже соотношение в плазме крови двух липоидных компонентов: отношение фосфолипиды/холестерин.

С открытием отдельных классов липопротеидов и расшифровкой функций и состава отдельных компонентов каждого класса липопротеидов стало очевидным, что большая часть сывороточного холестерина (более чем 3/4) сосредоточена в липопротеидах низких плотностей, способствующих его отложению в артериальную стенку и развитию атеросклероза. А подавляющая часть фосфолипидов находится в составе антиатерогенных ЛВП и способствует осуществлению их функции по захвату излишков холестерина с окружающих мембран. Для этой функции наиболее важен один из фосфолипидов — лецитин (фосфатидилхолин). Лецитин отдает свои ацильные (жирнокислотные остатки) перемещенному на поверхность частички ЛВП свободному холестерину, вследствие чего уже экстерифицированная молекула холестерина уходит внутрь сферической частицы (прячется в ядро ЛВП), а на поверхности частицы освобождаются места для захвата новых молекул свободного холестерина.

Рисунок 2. Клиническое испытание Витрум-атеролитина в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины МЗ РФ

В настоящее время относительная атерогенность спектра липопротеидов определяется по величинам соотношения ХС ЛНП / ХС ЛВП, или ХС общ. / ХС ЛВП, или (ХС общ.-ХС ЛВП) / ХС ЛВП. Но впервые это понятие ввел более 40 лет назад А. Л. Мясников, основываясь на соотношении холестерин/фосфолипиды.

В последующие годы также был проведен ряд исследований, выяснявших роль фосфолипидного состава в основной холестерин-акцепторной роли ЛВП. Благодаря многим работам Герасимовой Е. Н. и Озеровой И. Н. [8] удалось доказать, что активная функция ЛВП по удалению холестерина из клеток сопряжена с удалением из состава ЛВП именно процентной доли лецитина. Это может быть основанием для введения в пищевой рацион людей лецитина. Его много в желтке яйца, но ведь там содержится большая — дневная доза холестерина. Поэтому более целесообразно вводить лецитин в профилактические комплексные препараты вместе с другими микрокомпонентами пищи, имеющими метаболически регуляторное действие, повышающее по механизму действия сопротивляемость к атеросклерозу.

Этим требованиям отвечает препарат Витрум-атеролитин. В этот полноценный витаминный комплекс, содержащий все описанные выше компоненты, введены еще два класса веществ, направленно противостоящих развитию атеротромбоза.

Во-первых, это препараты растворимой клетчатки, получаемые из овсяных отрубей и семян подорожника. Общая дневная доза этой полноценной клетчатки составляет 1, 2 г в день, что восполнит ее недостаток в пище современного человека. Растворимая клетчатка (пектин, псиллимм, клейковина), в отличие от нерастворимых волокон, составляющих основу овощей, имеет свойство при нагревании образовывать желе, которое уже в кишечнике сорбирует на свою поверхность холестерин и продукты его распада — желчные кислоты.

Тем самым общий процесс удаления холестерина из организма становится более интенсивным.

Кроме того, в препарат Витрум-атеролитин введен рыбий жир в такой дозе, что прием рекомендуемых в лечебных целях шести таблеток в день полностью покрывает потребность человеческого организма в n-3-полиненасыщенных жирных кислотах (около 200 мг). Уже много лет назад было замечено, что в популяциях людей, потребляющих много рыбы и океанических продуктов, реже встречаются сердечно-сосудистые заболевания, связанные с атеротромбозом (например, у японцев или жителей Средиземноморья по сравнению с жителями материковой Европы или Америки). В специальном исследовании (Burr et al DART, 1989) сравнивалась смертность в двух больших группах пациентов, уже перенесших инфаркт миокарда; при этом в рацион одной группы включалась рыба, так что общее количество в неделю основной «антитромботической» эйкозапентаеновой кислоты составило 300 мг. Оказалось, что в группе с повышенным потреблением рыбы за два года наблюдения от сердечно-сосудистых заболеваний умерло на треть меньше людей, причем и общая смертность была на 29% ниже, хотя заметного снижения уровня холестерина у них выявлено не было. В этой связи надо подчеркнуть, что в полной лечебной суточной дозе Витрум-атеролитина содержится 252 мг, т. е. практически такое же количество n-3-полиненасыщенных жирных кислот, как в этом известном исследовании DART.

Но, конечно, теоретические выкладки и результаты экспериментальных фундаментальных исследований требуют как минимум проверки при изучении действия препарата на разные показатели, вовлеченные в атерогенез у людей, принимающих комплекс.

В Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины МЗ РФ исследование действия приема 6 таблеток в день Витрум-атеролитина в течение восьми недель на метаболические показатели, которые вовлечены в развитие атеротромбоза, было проведено на 12 женщинах-добровольцах старше 45 лет. У всех была выявлена легкая гиперхолистеринемия (>5 ммоль/л), не зарегистрировано случаев гипертриглицеридемии, т. е. триглицеридов >2 ммоль/л или низкого уровня холестерина ЛВП (<1,1 ммоль/л). У двух женщин имелась артериальная гипертония, еще у двух — ИБС. У шести женщин от ИБС умерли близкие родственники, две женщины курили, три имели избыточную массу тела. Для включенных в исследование женщин суммарный риск ИБС составил 10-20%, т. е. был повышен, но не настолько, чтобы прибегать к назначению медикаментозной гиполипидемической терапии. Все женщины соблюдали основные правила антиатерогенной диеты еще до начала приема препарата и в течение восьми недель после начала приема Витрум-атеролитина.

Комплекс исследований был проведен до начала приема Витрум-атеролитина и через восемь недель после начала его приема (по 6 таблеток в день). Кровь брали из локтевой вены утром натощак.

В результате анализа данных исследований было обнаружено, что не изменился уровень холестерина, триглицеридов, холестерина ЛВП и холестерина ЛНП после восьминедельного приема Витрум-атеролитина.

При этом, как видно из рис. 1, произошли довольно благоприятные сдвиги в соотношении основного белкового компонента — апо В, который транспортирует холестерин в артериальную стенку, — он снизился, к апобелку апо А-1, являющемуся основным белком антиатерогенных ЛВП, он не изменился. Вследствие этого апо В/А1 за восемь недель лечения атеролитином упало с 0,75 до 0,66, что очень существенно для транспорта холестерина из тканей в печень. Еще одним свидетельством лучшего функционирования процесса обратного транспорта холестерина из тканей явилось увеличение более чем на треть общего количества фосфолипидов ЛВП (рис. 2).

Однако, когда были проведены опыты с тестированием способности ЛВП пациентов до и после лечения Витрум-атеролитином акцентировать на себя меченый холестерин с предварительно нагруженных ими клеток в культуре, оказалось, что под влиянием лечения повысилась способность «очищать» от холестерина только те ЛВП, у которых исходно она была снижена.

Было проведено исследование приема препарата Витрум-атеролитин на такие параметры гемостаза, как активированное частичное тромбиновое время (АИТВ), протромбиновое время, на фибринолитическую активность. На первые два параметра тромбообразования лечение Витрум-атеролитином влияния не оказало. Среднеарифметическое время фибринолиза образовавшегося сгустка крови после лечения несколько уменьшилось. Витрум-атеролитин полностью нормализовал фибринолитическую активность крови в тех пяти случаях, когда они были ниже нормального предела. Очевидно, это связано со способностью входящего в состав препарата витамина А вызывать выброс в плазму крови тканевого активатора плазминогена.

В настоящей статье мы привели ряд научных теоретических и экспериментальных данных, а также результаты ограниченного клинического испытания Витрум-атеролитина, которые доказывают целесообразность его широкого использования в комплексе мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с атеросклерозом, как в домедикаментозный период лечения гиперлипидемии, так и при применении гиполипидемических компонентов.

Литература

1. Мясников А. Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз. М.: Медицина, 1965, с. 589.
2. Лоу К. Все о витаминах. М.: Крон-Пресс, 1998, с. 352.
3. Аронов Д. М. Современное состояние и перспективы профилактики и лечения атеросклероза // Терапевтический архив. 1999. №8. С. 5-9.
4. Prevention of coronary heart decease in clinical practice. Recomendation of the Second Joint Task Force of European and other Societies on Coronary Prevention // Europ. Heart Jornal. 1998. V. 19. P. 1434-1503.
5. Оганов Р. Г., Перова Н. В. Питание в лечении атерогенных дислипопротеидемий // Кардиология. Т. 30. № 5. С. 5-7.
6. Оганов Р. Г., Доброджегенидзе Л. М., Перова Н. В., Жуковский Г. С. Диетотерапия атерогенных дислипопротеидемий // Кардиология. Т. 30. №5. С. 115-123.
7. Aronov D. M., Klenan J., Akhmedzhanov N. M., Perova N. V., Oganov R. G., Kisseleva N. G. Clinical Trial of Wax-matrix Sustain Release Niacin in Russian population with hypercholesterinemia // Arch. Fam. Med. 1996. № 5. P. 567-597.
8. Киселева Н. Г., Метельская В. А., Перова Т. В. Обоснованность и тактика применения витаминов-антиоксидантов в профилактике атеросклероза // Кардиология. 1998. № 12. С. 93-97.
9. Герасимова Е. Н., Левачев М. М., Озерова И. Н. и др. Сравнительный анализ липид-белкового спектра липопротеидов коренных жителей Чукотки и москвичей // Вопр. мед. химии. 1989. № 5. С. 7-11.

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт