Использование ноотропной терапии у детей с бронхиальной астмой

Какие расстройства ЦНС сопровождают тяжелое течение БА у детей? Возможна ли медикаментозная коррекция этих расстройств? В настоящее время отмечается значительный рост заболеваемости и смертности от бронхиальной астмы (БА), в структуре




Какие расстройства ЦНС сопровождают тяжелое течение БА у детей?
Возможна ли медикаментозная коррекция этих расстройств?

В настоящее время отмечается значительный рост заболеваемости и смертности от бронхиальной астмы (БА), в структуре которой преобладают тяжелое и среднетяжелое течение болезни [5, 7]. Исследования состояния центральной нервной системы детей, больных бронхиальной астмой, показали, что это тяжелое хроническое заболевание, протекающее у ряда пациентов с частыми периодами обострения (гипоксия, метаболические нарушения), сопровождается выраженными реакциями нервной системы [9]. Значительные функциональные расстройства ЦНС, среди которых ведущая роль принадлежит изменениям познавательной сферы, у детей главным образом с тяжелым и среднетяжелым течением БА существенно нарушают социальную адаптацию и снижают качество жизни данного контингента больных [4]. Одним из наиболее перспективных методов решения этой проблемы является медикаментозная коррекция познавательных нарушений с помощью препаратов, улучшающих метаболизм в нейронах головного мозга [2, 6, 8].

Динамика интеллектуальной работоспособности на фоне ноотропной терапии у детей с тяжелым течением БА (методика Бурдона)

В соответствии с поставленными задачами на базе Морозовской детской клинической больницы было проведено исследование познавательных процессов и умственной работоспособности 69 детей в возрасте от 11 до 14 лет, которые условно были разделены на три группы. В первую группу вошли 38 детей с тяжелым течением БА, которые в межприступный период с целью коррекции познавательных нарушений получали в течение двух месяцев ежедневно пирацетам в средней суточной дозе 40-60 мг/кг. Вторая группа состояла из 17 детей с тяжелым течением БА, которые не получали ноотропные препараты. Продолжительность заболевания составляла от 1 до 5 лет; были выделены группы детей с длительностью болезни до 3 лет и более 3 лет. В клинике наблюдались дети после тяжелых приступов БА. Все дети обучались по программе соответствующего класса, большинство из них (61,8%) имели в школе преимущественно удовлетворительную успеваемость (средний полугодовой балл школьных оценок = 3,4); у остальных детей время от времени отмечались неудовлетворительные оценки. Третья группа состояла из 14 здоровых детей; средний полугодовой балл школьных оценок = 3,9.

Оценка познавательных процессов и интеллектуальной работоспособности проводилась с применением комплекса стандартных психолого-педагогических методов качественного и количественного анализа основных познавательных процессов. Особенности свойств внимания и умственной работоспособности в сложных мыслительных реакциях анализировались с помощью буквенного варианта корректурной пробы Бурдона и методики В. М. Когана [1, 3]. При изучении характера нарушений кратковременной и долговременной вербальной памяти использовалась проба на запоминание десяти слов (методика А. Р. Лурии) [1, 3].

Параллельно с психолого-педагогическим исследованием проводилась клиническая оценка состояния центральной нервной системы с использованием общепринятой методики скринирующего неврологического обследования в детском возрасте.

В ходе обследования были получены следующие результаты. В группе детей с тяжелым течением БА межприступный период характеризовался выраженными нарушениями интеллектуальной работоспособности и познавательных процессов.

У большинства детей интеллектуальная работоспособность была снижена в 1,5-1,9 раза по сравнению с возрастной нормой, при этом выявлялась высокая степень утомляемости, значительная истощаемость, медленный темп мыслительной деятельности на фоне выраженного снижения волевых усилий. Наряду с этим в 85,3% случаев (p<0,05) отмечались значительные изменения процессов внимания — резкое уменьшение продуктивности и сужение объема внимания, нарушение активности и устойчивости внимания, затруднение переключения внимания в сложных мыслительных реакциях.

Буквенный вариант корректурной пробы Бурдона выявлял типичную концентрацию ошибок в конце исследования, характерную для высокой утомляемости. Падение скорости выполнения заданий (количество информации, обработанной за единицу времени) особенно становилось заметным на 8-10-й минуте исследования (рис. 1). У детей с небольшой продолжительностью заболевания (21,8%) выявлялись относительно меньшие нарушения показателей внимания и работоспособности.

Исследование с помощью методики В. М. Когана у детей с тяжелым течением БА в межприступный период подтвердило существенное снижение интеллектуальной работоспособности, которое сочеталось с нарушением основных свойств внимания. Анализ темпа интеллектуальной деятельности у 74,5% детей с тяжелым течением БА показал увеличение общего времени тестирования относительно здоровых детей в 1,5-2 раза (р<0,05). В структуре нарушений умственной работоспособности преобладали нарушения по типу утомляемости (63,6%), при которых происходило плавное последовательное снижение скорости обработки информации уже на первых трех этапах сортировки карточек по цвету и форме, заметно возраставшее на четвертом, усложненном этапе исследования. В 36,4% случаев проявлялись изменения показателей работоспособности по типу истощаемости, при которых на каждом этапе тестирования динамическое наблюдение определяло колебания скорости обработки информации. Сопоставление общего времени четвертого этапа (Т4) и суммы временных интервалов второго и третьего этапов (Т2+Т3) позволило выявить значительные трудности переключения внимания в сложных мыслительных реакциях у 38,2% обследованных детей [Т4>> Т2+Т3 на 20-50%, р<0,05].

Значительные нарушения интеллектуальной работоспособности и внимания у большинства детей с тяжелым течением БА в межприступный период достоверно сочетались с выраженными расстройствами памяти (снижение объема кратковременной памяти в 1,5-1,8 раза, нарушение активного запоминания и устойчивости мнестической функции).

Тестирование в межприступный период по методике «заучивания десяти слов» (А. Р. Лурия) подтвердило наличие серьезных нарушений непосредственного запоминания, снижение объема и неустойчивость кратковременной памяти. Кривая запоминания у 70,9% детей в процессе тестирования опускалась вниз, указывая на повышенную утомляемость, у 29,1% — имела зигзагообразный характер, свидетельствующий о высокой истощаемости с неустойчивостью внимания. Коэффициент долговременной памяти, соответствующий нормальным показателям (80-100%), определялся всего у 27,4% детей; очень низкий уровень долговременной памяти (менее 30%) был выявлен у 11,3% детей; у 38,7% коэффициент колебался в границах 30-50% (низкий уровень) и у 22,6% детей определялся между 50 и 80% (средний уровень).

Данные познавательные нарушения достоверно сочетались с выраженной неврологической симптоматикой. В структуре неврологических расстройств у 85,5% детей преобладала астеническая симптоматика: частые головные боли (преимущественно церебрастенического и сосудистого характера), которые нарушали социальную адаптацию ребенка, высокая утомляемость и истощаемость, плохая переносимость обычных психоэмоциональных нагрузок.

С целью оценки эффективности проводимого лечения в первой группе детей регистрировались основные показатели познавательной сферы на 60-й день приема пирацетама и через два месяца после окончания ноотропной терапии; в эти же сроки психолого-педагогическое и неврологическое исследование проводилось во второй группе детей с тяжелым течением БА, которые не получали ноотропных препаратов, и в третьей группе здоровых детей.

Заметная положительная динамика показателей основных познавательных процессов в первой группе была выявлена у 52,6 % детей на 60-й день приема пирацетама. Мыслительная работоспособность возрастала примерно на 30- 60%, улучшались показатели памяти и внимания (на 30-50%). При проведении корректурной пробы отмечалось снижение объема ошибок на 20-30% при сохранении типичного временного спектра (постепенное увеличение или значительные колебания количества ошибок в ходе тестирования), который характерен для повышенной утомляемости или истощаемости, при этом продуктивность внимания возрастала в 55,3% случаев на 20-50% (см. рисунок) .

Заметно повышалась точность проводимой работы. Коэффициент точности 12-15 лет в 23,7% случаев не превышал 1-3%, у остальных детей находился в пределах возрастной нормы (соответственно менее 1% или 0,7%). Особенно быстро и полно улучшались показатели внимания и работоспособности у детей с относительно небольшой продолжительностью заболевания.

Анализ когнитивных показателей с помощью методики В. М. Когана у 44,7% детей с тяжелым течением БА в межприступный период на 60-й день приема пирацетама показал существенное улучшение интеллектуальной работоспособности и процессов внимания. Данные изменения совпадали с выраженным увеличением в структуре познавательных расстройств доли астенических реакций, для которых характерны значительные колебания темпа мыслительной деятельности (истощаемость) до 78,9%; нарушения интеллектуальной работоспособности по типу утомляемости встречались в 21,1% случаев. Уменьшилось относительное количество детей, имеющих значительные трудности переключения внимания в сложных мыслительных реакциях.

На 60-й день проведения ноотропной терапии исследование по методике «заучивания десяти слов» (А. Р. Лурия) обнаруживало заметное улучшение мнестических функций. Увеличение объема кратковременной памяти на 20 -30% выявлялось у 55,3% детей. Заметно улучшилась долговременная слуховая память. Коэффициент долговременной памяти, соответствующий нормальным показателям (80-100%), обнаруживался у 36,8% детей.

Такая положительная динамика регистрировалась на фоне уменьшения степени выраженности клинических неврологических симптомов. Астеническая симптоматика выявлялась у 47,4% детей, при этом отмечалось субъективное уменьшение цефалгических проявлений и утомляемости на фоне повышения устойчивости к обычным психоэмоциональным нагрузкам.

Отмеченные положительные тенденции показателей основных познавательных процессов в первой группе детей достоверно сохранялись при проведении психолого-педагогического обследования через два месяца после окончания ноотропной терапии. Наряду с этим динамическое психолого-педагогическое исследование детей второй и третьей групп, которые не получали ноотропных препаратов, не обнаружило статистически значимых изменений когнитивных показателей в течение всего периода наблюдения.

Литература
1. Битянова М. Р. с соавт. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
2. Петрухин А. С., Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю. Дефицит внимания у детей: вопросы фармакотерапии. Тезисы доклада IV Российского национального конгресса «Человек и лекарство». М., 1997. С. 47.
3. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.
4. Тюрин Н. А., Зайцев С. В. Особенности обучения детей, больных бронхиальной астмой // Российский педиатрический журнал. 1998. № 5.
5 .Bauman L. J., Drotar D., Leventhal J. M., Perrin E. C., Pless I. B. A review of psychosocial interventions for children with chronic health conditions // Pediatrics, 1997 Aug., 100(2 Pt 1): 244-51.
6. Blatia M. S. et al. Attention deficit disorder with hyperactive among pediatric outpatients // J. Child. Psyhol. Psychiatry. 1991. Vol. 32. P. 297-305.
7. Hambley J. Demographic and psyhosocial characteristics of asthmatic children // J. Asthma. 1989. Vol. 26. № 3. P. 167-175.
8. Petrukhin A. S., Zavadenko N .N., Suvorinova N. Yu. et all. Nootropics in the treatment attention deficit hyperactivity disorder // European journal of paediatric neurology. Vol. 1, № 2/3, 1997. P. A109.
9. Wjst M., Roell G., Dold S., Wulff A., Reitmeir P.; Fritzsch C., Seth V., Nicolai T., von-Mutius E., Bach H., Thiemann H. H. Psychosocial characteristics of asthma. // J. Clin. Epidemiol. 1996 Apr. 49(4): 461-6.

Обратите внимание!

  • Дети с тяжелой формой БА имеют выраженные реакции со стороны нервной системы
  • Ведущая роль в изменении функций ЦНС принадлежит нарушениям познавательной сферы
  • У большинства детей с БА интеллектуальная работоспособность снижена в 1,5 — 1,9 раза по сравнению с возрастной нормой
  • Нарушения интеллектуальной работоспособности часто сочетаются с выраженными расстройствами памяти
  • Использование ноотропной терапии у детей в межприступный период тяжелого течения БА в комплексе реабилитационных мероприятий позволяет достигать стабильного улучшения основных показателей познавательной сферы
  • Медикаментозная коррекция познавательных нарушений является основой профилактики школьной дезадаптации детей с тяжелым течением БА


Еженедельный дайджест "Лечащего врача": главные новости медицины в одной рассылке

Подписывайтесь на нашу email рассылку и оставайтесь в курсе самых важных медицинских событий


поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
поле обязательно для заполнения
Нажимая на кнопку Подписаться, вы даете согласие на обработку персональных данных

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт