Рекомендации по снижению уровня стресса и тревоги, связанных с пандемией COVID-19.

Стресс напрямую снижает активность иммунной системы и увеличивает риск получения инфекции. Поддерживать психическое и физическое здоровье можно с помощью простых и понятных рекомендаций, но в некоторых случаях может потребоваться медикаментозная терапия




Хроническая тревожность напрямую влияет на работу иммунной системы, снижая ее активность и увеличивая риск получения инфекции. Этот механизм объясняется воздействием стресса на глюкокортикоидные рецепторы, что сопровождается формированием в них резистентности и, как следствие, подавлением воспалительных процессов [1].

Влияние пандемии COVID-19 на психическое здоровье заключается в значительном повышении уровня стресса. В доказательство этому можно привести публикацию из журнала The Canadian Journal of Psychiatry [2], в которой у работников здравоохранения, участвующих в борьбе с эпидемией SARS, оценивались уровень стресса и риски депрессии и тревожности. Согласно полученным данным, работники, находящиеся в высокой группе риска заражения, жаловались на слабость, плохой сон, беспокойство и страх социальных контактов даже в случае полной уверенности в правильности предпринятых мер по профилактике инфекции.

Нарушение работы иммунной системы может повлечь за собой увеличение риска инфицирования вирусом SARS-CoV-2, вызывающим пресловутую инфекцию COVID-19.

По поводу влияния пандемии на психическое здоровье, эксперты ВОЗ опубликовали ряд советов, которые могут помочь в достижении снижения уровня стресса [3]. Рекомендации Отдела психического здоровья ВОЗ предлагают с эмпатией относится к людям, заболевшим COVID-19, и избегать ассоциирования инфекции с какой-либо национальностью или этнической принадлежностью. Рекомендуется снизить интерес к новостной повестке, в особенности меньше обращать внимание на слухи и в большей мере прислушиваться к фактам. Работникам здравоохранения ВОЗ предлагает справляться со стрессом с помощью физической активности и общения с близкими людьми (семья, друзья). В данной эпидемиологической обстановке пожилые люди могут становится более тревожными и озлобленными, особенно в случае изоляции или наличия когнитивных нарушений. Присматривающие или ухаживающие за ними люди должны объяснить суть явления, а также возможности по снижению риска получения инфекции простыми словами в уважительной и терпеливой форме. Людям в изоляции рекомендуется оставаться на связи с семьей, друзьями и коллегами с помощью телефона, видеоконференций, социальных сетей или электронной почты. Следует придерживаться распорядка дня и заниматься здоровой и расслабляющей деятельностью.

Данные рекомендации призваны помочь в снижении уровня стресса, но в некоторых случаях может потребоваться помощь специалистов здравоохранения, в том числе с использованием медикаментозной терапии.

Одним из наиболее важных классов препаратов для лечения тревожных расстройств являются средства из группы производных бензодиазепина. Хорошо зарекомендовал свою эффективность атипичный бензодиазепиновый транквилизатор Тофизопам (Грандаксин), широко применяемый во всем мире уже более 20 лет и хорошо известный в нашей стране препарат [4]. Грандаксин, традиционно применяется при клинически выраженных проявлениях тревоги в рамках хорошо изученных психогенных психических заболеваний, психопатий, патохарактерологических развитий личности. К показаниям относятся в том числе посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство психической адаптации, что изучалось на вынужденных переселенцах и участниках боевых конфликтов [4,5].

Грандаксин оказывает селективный анксиолитический и мягкий психостимулирующий эффекты. Препарат может быть рекомендован молодым пациентам в связи с отсутствием у него типичных бензодиазепиновых побочных эффектов, при этом он достоверно улучшает показатели сна, снимает проявления тревожности, купирует цефалгический синдром [5]. Грандаксин можно рекомендовать врачам общего профиля для назначения широкому кругу пациентов с тревожными невыраженными расстройствами, которые находятся в хронической стрессовой ситуации, для предотвращения развития у них более тяжелых психопатологических нарушений [4].

Снижение иммунитета в условиях тревожного расстройства несет риски не только для здоровья пациента, но и для общей эпидемиологической обстановки, поэтому со стрессом необходимо бороться всеми доступными методами.

  1. Cohen S. et al. Chronic stress, glucocorticoid receptor resistance, inflammation, and disease risk //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2012. – Т. 109. – №. 16. – С. 5995-5999.
  2. McAlonan G. M. et al. Immediate and sustained psychological impact of an emerging infectious disease outbreak on health care workers //The Canadian Journal of Psychiatry. – 2007. – Т. 52. – №. 4. – С. 241-247.
  3. WHO Mental Health Considerations during COVID-19 Outbreak. URL: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/mental-health-considerations.pdf?sfvrsn=6d3578af_2
  4. Александровский Ю. А., Аведисова А. С., Павлова М. С. О выборе психотропных препаратов для лечения расстройств адаптации у вынужденных переселенцев //Российский психиатрический журнал. – 1998. – №. 4. – С. 7.
  5. Ларжова Т.И. Опыт применения грандаксина при посттравматических стрессовых расстройствах. Новые лекарственные препараты, №10.

Актуальные проблемы

Специализации

Календарь событий:

Вход на сайт