Поиск возможных причин псориаза: результаты нового генетического исследования

Влияют ли накопленные соматические мутации на развитие псориаза?

Псориаз – хроническое воспалительное иммуноопосредованное заболевание кожи, наиболее часто проявляющееся очагами дерматоза в виде красных сухих пятен. Патология может затрагивать до 3% всего населения, однако ее причины до сих пор остаются неизученными. Результаты нового исследования, опубликованного в журнале Nature Genetics, представляют новую этиологическую гипотезу.

Авторы исследования считают, что, в отличие от других распространенных воспалительных заболеваний, например, таких как воспалительные заболевания кишечника (ВЗК), соматические мутации не являются причиной развития псориаза.

Соматические мутации накапливаются в течение всей жизни и связаны с ошибками репликации ДНК, повреждениями генома и различными средовыми факторами. Некоторые из них приводят к онкологическим заболеваниями, но большинство не приводит ни к каким значимым последствиям. В ряде случаев они могут способствовать развитию воспалительных заболеваний – так, в предыдущих работах было показано, что соматические мутации влияют на развитие ВЗК.

Чтобы определить влияние соматических мутаций клеток кожи на развитие псориаза, ученые изучили образцы 111 пациентов с псориазом (как с пораженных участков кожи, так и со здоровых) – всего было сформировано 1182 образца, подвергнутых полногеномному секвенированию.

Согласно полученным данным, между патологическими и здоровыми образцами микробиопсий были выявлены лишь минимальные различия. Большинство кератоцитов обладали поликлональным характером, а значительные количества клеток с патологическими изменениями в геноме обнаружены не были. Среди часто встречаемых мутаций были отмечены следующие гены: NOTCH1, NOTCH2, TP53, FAT1 и PPM1D (аналогичные данные сообщались в предыдущих работах), а также проявления положительной селекции по мутациям в генах GXYLT1, CHEK2, ZFP36L2 и EEF1A1.

Подтверждение того, что псориаз не вызывается накоплением значительного количества соматических мутаций, позволяет исследователям более целенаправленно изучать другие возможные причины патологии.

Источник: Sigurgeir Olafsson et al. Effects of psoriasis and psoralen exposure on the somatic mutation landscape of the skin // Nature Genetics. 2023