Спитомин (буспирон). Незаменимый ингредиент в комбинированной терапии депрессии и алкогольной зависимости

Спитомин (буспирон). Незаменимый ингредиент в комбинированной терапии депрессии и алкогольной зависимости

Спитомин (буспирон) – серотонинэргический селективный анксиолитик, оказывающий выраженное анксиолитическое и антидепрессивное действие, не нарушая когнитивных функций, скорости психомоторных реакций и не вызывая зависимости и синдрома отмены




Депрессия является одним из наиболее распространенных психических расстройств: по оценкам ВОЗ, от нее страдают более 300 миллионов человек из всех возрастных групп1. Депрессия является основной причиной инвалидности в мире и вносит значительный «вклад» в глобальное бремя болезней, поэтому не удивительно, что в своей практике с ней сталкиваются не только неврологи и психиатры, но и другие профильные специалисты и врачи общей практики.

Депрессия может являться самостоятельным заболеванием, сопровождать различные соматические нарушения и прочие неврологические диагнозы (в частности, генерализованное тревожное расстройство, алкогольный абстинентный синдром и др.).

Наиболее характерными для депрессии симптомами являются пониженное настроение, слабость, бессилие, угнетенность, грусть, вплоть до тоски. Пациенты с депрессией склонны видеть прошлое и настоящее как череду ошибок и неудач, будущее – бесцельным и пустым. Они представляют свои реальные трудности в преувеличенном свете, не верят в свои силы, винят себя в невозможности собраться и «взять себя в руки».

Самоосуждение, подавленность, тоскливость, тревога характерны также для алкогольного абстинентного (похмельного) синдрома. Больному обычно кажется, что окружающие смотрят на него с презрением, и сам он также судит себя за свою невоздержанность.

Алкогольный синдром отмены возникает в период от 6 до 48 часов после последнего принятия алкоголя. За относительно короткий период органы и системы организма подвергаются серьезным патологическим изменениям: это касается и сердечной мышцы, и головного мозга, а в частности, памяти и эмоциональной сферы. Соматические симптомы у пациентов с алкоголизмом тесно связаны с расстройствами психики. Зачастую плохое настроение, меланхолия, внутренняя напряженность провоцируют или усугубляют течение хронических заболеваний, а те, в свою очередь, способствуют углублению депрессии. Именно поэтому лечение депрессии является немаловажным, а иногда и первоочередным компонентом комплексной терапии алкогольной зависимости.

Современный подход к лечению депрессий и его недостатки

Лечение депрессии, хронического рекуррентного заболевания, – процесс долгий и сложный. Современные стандарты подразумевают 3 основных этапа терапии:

  • 6-12 недель – купирующая терапия;
  • 6-9 месяцев – долечивающая или стабилизирующая терапия;
  • не менее года – профилактическая (поддерживающая) терапия.

Без последнего, профилактического, этапа лечения рецидивы в течение 2 лет после окончания терапии происходят как минимум у 50-75% больных.

Наибольшее распространение и эффективность в клинической практике обнаружили СИОЗС и ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (СИОЗСН)2, однако ряд недостатков ограничивает их применение.

Основной проблемой СИОЗС является то, что терапевтический эффект реализуется преимущественно со 2–3-й недели терапии, а 1-я неделя может ознаменоваться усилением симптоматики3. Кроме того, несмотря на в целом благоприятный профиль переносимости, препараты из группы СИОЗС и СИОЗСН способны вызвать потенциально опасные побочные эффекты (серотониновый синдром), а также синдром отмены4.

Таким образом, можно сформулировать определенные требования к основным клинико-фармакологическим характеристикам препаратов для терапии депрессии и алкогольной зависимости:

  • действие препарата должно быть направлено не только на устранение психических симптомов расстройства, но и на лечение коморбидных состояний,
  • уменьшение дезадаптации,
  • улучшение качества жизни,
  • хорошая переносимость, в том числе пациентами с сопутствующей соматической патологией.

Указанным критериям, пожалуй, наиболее соответствует препарат буспирон (Спитомин) – единственный представитель класса серотонинергических анксиолитиков– азапиронов.

Механизм действия

Спитомин (буспирон) занимает особое место среди всех нейрофармакологических средств, и его можно рассматривать как препарат, сочетающий в себе свойства анксиолитика и антидепрессанта. Такой профиль фармакологической активности связан с воздействием буспирона сразу на несколько нейромедиаторных систем.

Серотониновая система нейромедиации

Депрессия характеризуется ослаблением серотонинергической медиации, сопровождающейся снижением концентрации серотонина в синапсе. Спитомин стимулирует постсинаптические 5-НТ1А-рецепторы, тем самым способствуя активации серотонинергических процессов.

Дофаминовая система нейромедиации

Спитомин селективно блокирует пре- и постсинаптические дофаминовые D2-рецепторы, увеличивает количество дофамина в синапсах и повышает скорость возбуждения дофаминовых нейронов среднего мозга, тем самым усиливая его самостоятельный антидепрессивный эффект5.

Норадреналиновая система нейромедиации

Метаболит буспирона, (1-(2-пиримидинил)-пиперазин) - 1-ПП (1-PP), активно связывается с α-адренорецепторами и обладает адренергическим влиянием6. 1-ПП ускоряет передачу импульсов в адренергических нейронах голубого пятна. Этим также могут объясняться антидепрессивные эффекты буспирона, особенно в клинических случаях, резистентных к терапии препаратами СИОЗС.

Клиническая эффективность Спитомина при терапии депрессии и алкогольной зависимости.

Положительное влияние буспирона на депрессивную симптоматику было однозначно доказано во множестве крупных работ. Так, например, Robinson и соавт. провели мультицентровое, двойное слепое исследование с участием 271 больных, страдающих депрессией различной степени тяжести. К обычной симптоматике присоединялись также симптомы тревожных расстройств.

Добавление к проводимой терапии антидепрессантами буспирона в суточной дозе 50-60 мг привело к значительному улучшению состояния пациентов, по сравнению с группой, принимавшей плацебо. Депрессивное настроение, нежелание работать, заторможенность уменьшались уже после первой недели приема лекарственного препарата.

Malec и соавт. публиковали результаты о влиянии буспирона на алкогольную зависимость. Исследователи проанализировали результаты пяти работ, проводившихся на больных алкоголизмом с сопутствующими тревожными расстройствами. В группе, принимавшей буспирон, по сравнению с принимавшими плацебо, наблюдалось значительное улучшение, в частности, в отношении депрессии, раздражительности, межличностных взаимодействий.

Мета-анализ показал, что буспирон повышает эффективность лечения алкогольной зависимости, но не за счет снижения потребления алкоголя, а за счет положительного влияния на психопатологические симптомы. Буспирон повышает настроение больных, что очень важно при лечении алкоголизма, особенно сочетающегося с тревожными и депрессивными симптомами. Исследование показало, что Буспирон улучшает эффективность лечения больных с алкогольной зависимостью.

Заключение

Спитомин (буспирон) – мощный серотонинэргический селективный анксиолитик, который благодаря своей фармакодинамике оказывает выраженное анксиолитическое и антидепрессивное действие, не нарушая когнитивных функций, скорости психомоторных реакций, не вызывая зависимости и синдрома отмены после окончания лечения.

Благоприятные фармакокинетические параметры дают возможность принимать Спитомин с другими лекарственными средствами, в том числе и пожилыми пациентами, и пациентами с сопутствующими соматическими патологиями, связанными в том числе с алкоголизмом.

Препарат показал себя как высокоэффективное средство вспомогательной терапии депрессивных расстройств, как самостоятельных, так и сопровождающих прочие заболевания, и алкогольной зависимости.


1 ВОЗ. Депрессия. Информационный бюллетень №369. Февраль 2017. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs369/ru/
2 Sramek JJ. Generalised anxiety disorder: treatment options. Drugs 2002; 62 (11): 1635–48;
3 Nutt DJ. Overview of diagnosis and drug treatments of anxiety disorders. CNS Spectr 2005; 10 (1): 49–56;
4 Schatzberg AF, Haddad P, Kaplan EM et al. Serotonin reuptake inhibitor discontinuation syndrome: a hypothetical definition. Discontinuation consensus panel. J Clin Psychiat 1997; 58 (Suppl. 7): 5–10;
5 Инструкция по медицинскому применению.
6 С.Г. Бурчинский, Буспирон: новые возможности лечения тревожных и депрессивных расстройств в неврологической практике. Институт геронтологии АМН Украины, г. Киев

Актуальные проблемы

Специализации

Календарь событий:

Вход на сайт