Профилактика и лечение железодефицитных состояний у беременных и родильниц

Железодефицитные состояния — это состояния, вызванные нарушениями метаболизма железа вследствие его недостатка в организме, с клиническими и лабораторными признаками дефицита железа (ДЖ), выраженность которых зависит от стадии.




Железодефицитные состояния — это состояния, вызванные нарушениями метаболизма железа вследствие его недостатка в организме, с клиническими и лабораторными признаками дефицита железа (ДЖ), выраженность которых зависит от стадии. Различают три стадии ДЖ: предлатентный (ПДЖ), латентный (ЛДЖ) и манифестный дефицит железа (МДЖ).

Железодефицитные состояния у беременных и родильниц — это предлатентный, латентный и манифестный дефицит железа, развивающийся у беременных и родильниц вследствие повышенного потребления железа матерью и плодом на фоне его недостаточного экзогенного поступления и/или усвоения во время беременности, а также кровопотери при родоразрешении.

По данным литературы, в мире насчитывается 60 млн беременных, имеющих МДЖ. Из них в индустриально развитых странах проживают 4 млн. Частота манифестного дефицита железа у беременных в мире в среднем колеблется от 25% до 50%. В развивающихся странах распространенность МДЖ колеблется от 35% до 75%, а в развитых составляет 18–20%. В России частота МДЖ за 2008 год у беременных составила 37,5%, а у родильниц — 27%. Частота железодефицитных состояний, предшествующих МДЖ (ПДЖ и ЛДЖ), безусловно, значительно выше. По некоторым данным, к концу беременности ДЖ развивается в скрытой или в явной форме у всех без исключения беременных.

Железо не является единственным микроэлементом, участвующим в кроветворении. Велика роль и других незаменимых микроэлементов и витаминов: меди, марганца, цинка, цианокобаламина, фолиевой и аскорбиновой кислоты, ретинола, пиридоксина, рибофлавина и др.

Кроме того, имеются данные, свидетельствующие о том, что нарушения в обмене железа сказываются на метаболизме других металлов и важных медиаторов клеточной функции. Особое значение это имеет при беременности, когда развивающийся плод уязвим в отношении недостаточности микроэлементов.

Медь (Cu). Незаменимый микроэлемент, входит в состав ферментов, опосредующих процессы дыхания и эритропоэза. Необходим для эритро- и гранулоцитопоэза. Участвует в созревании и стимуляции ретикулоцитов и других гемопоэтических клеток путем активации цитохромоксидазы. Способствует устойчивости мембраны клеток и мобилизации железа, его транспорту из ткани в костный мозг. Основной активатор гемоглобина (Hb). В составе супероксиддисмутазы медь принимает участие в функционировании антиоксидантной системы. При недостатке меди снижается продолжительность жизни эритроцитов.

Марганец. Незаменимый микроэлемент, кофактор многих мультиферментных систем, детерминирующих синтез нуклеиновых кислот, метаболизм различных гормонов. Участвует в синтезе функционально способных молекул Hb.

Цинк. Незаменимый компонент фермента карбонгидразы, активность которого связана с эритроцитами (RBC). Установлено, что между железом и цинком существует конкуренция как в полости кишечника, так и внутри RBC. Цинк может вносить вклад в гематологические отклонения у беременных путем участия в регуляции гемопоэза. Выявлена прямая корреляция между уровнем цинка и снижением железа как в сыворотке, так и в RBC. В течение физиологической беременности наблюдается уменьшение содержания цинка в сыворотке. Есть данные о снижении уровня цинка в сыворотке в 1,8 раза у беременных с ЖДА легкой степенью тяжести по сравнению с группой контроля.

Цианокобаламин (витамин В12). Обеспечивает адекватный гемопоэз путем активации созревания RBC. Необходим эритробластам для пролиферации при их дифференциации. Взаимодействие в кроветворении существует не только между железом и B12, но также между последним и ЭПО.

Фолиевая кислота (витамин В9). Влияет на биосинтез ДНК в клетках костного мозга; стимулирует эритро-, лейко- и тромбопоэз. Дефицит фолиевой кислоты и В12 нарушает синтез ДНК, вызывает апоптоз эритробластов.

Аскорбиновая кислота (витамин C). Облегчает всасывание железа в желудочно-кишечном тракте; влияет на включение железа в синтез гема в костном мозге; участвует в процессе высвобождения железа из депо.

Ретинол (витамин А). Участвует в мобилизации железа из депо.

Рибофлавин (витамин В2). При дефиците рибофлавина увеличивается экскреция железа с мочой.

Пиридоксин (витамин В6). Дефицит пиридоксина отражается на состоянии аминокислотного обмена — лизина, гистидина, метионина, специфически участвующих в процессе всасывания железа в кишечнике и синтезе Hb.

Витамины В2 и В6. Коэнзимы окислительно-восстановительных процессов, оказывают влияние на гемопоэтическую функцию костного мозга.

Эргокальциферол (витамин D). Участвует в переносе железа из депо в костный мозг и его абсорбции из крови.

Таким образом, для успешной терапии ЖДС необходимо учитывать особенности взаимодействия микроэлементов и витаминов в живом организме и помнить, что железо является не единственным компонентом, необходимым для эритропоэза и гемоглобинообразования, поэтому среди ферропрепаратов особое место занимает препарат Ферро-Фольгамма®.

Ферро-Фольгамма® — мультифакторный гемопоэтик, включающий все необходимые компоненты (1 капсула содержит: железа сульфат 112,6 мг (эквивалентно 37 мг иона железа), фолиевая кислота 5 мг, цианокобаламин 0,01 мг, аскорбиновая кислота 100 мг), обеспечивающие стимуляцию структурного синтеза Hb и повышающие репродукцию эритроцитов красным ростком костного мозга. Универсальность препарата связана с его избирательно-стимулирующим действием на синтез железосодержащей и белковой частей гемоглобина. Сульфат железа обладает высоким коэффициентом всасывания в желудочно-кишечном тракте и практически не образует в нем малодоступных сложных соединений. Абсорбционный коэффициент в значительной степени усилен присутствием в препарате аскорбиновой кислоты. Полученные нами результаты показали, что уникальное соотношение между оптимальным содержанием двухвалентного железа, фолиевой кислоты и цианокобаламина в одной капсуле Ферро-Фольгаммы® позволяет добиться отличных результатов в лечении беременных, родильниц и гинекологических больных с МДЖ не только легкой, но и средней и тяжелой степени. Наличие в препарате Ферро-Фольгамма® фолиевой кислоты и цианокобаламина является его дополнительным преимуществом, так как при МДЖ у беременных часто имеет место недостаток многих витаминов, прежде всего, участвующих в кроветворении. По нашим данным, в случае наличия показаний для применения рекомбинантного эритропоэтина оптимальным пероральным препаратом железа для сочетанного лечения МДЖ у женщин вне и при беременности, а также после родов в настоящее время является Ферро-Фольгамма®.

Существует определенная клиническая симптоматика ДЖ в организме, ставшая классической. Пациенты жалуются на общую слабость, частые головные боли, головокружение, одышку при физической нагрузке, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами, тахикардию, мышечную слабость, извращение вкуса и обоняния, снижение аппетита. Считают характерным появление так называемых «эпителиальных» симптомов: отмечается бледность, сухость и шелушение кожи, ломкость и выпадение волос, расслоение, поперечная исчерченность и ломкость ногтей, которые могут иметь ложкообразную форму, атрофия сосочков языка, ангулярный стоматит, диспепсические расстройства и ряд других, дополнительных проявлений в зависимости от тяжести и продолжительности существования недостатка железа.

Для диагностики ДЖ в организме проводится определение показателей, характеризующих различные фонды метаболизма железа: транспортного, функционального, запасного и железо-регуляторного. Из показателей транспортного фонда в настоящее время наиболее приемлемым является определение сывороточного железа (СЖ), трансферрина (ТФ) и коэффициента насыщения трансферрина железом (КНТ). Помимо гемоглобина как параметра функционального фонда, определяются другие гематологические показатели: количество RBC и гематокрит (Ht). Запасной фонд оценивается по уровню ферритина сыворотки (СФ), а железо-регуляторный — по эритрокинетическим показателям: эритропоэтин (ЭПО) и коэффициент адекватности продукции ЭПО.

Вне и при беременности выделяют предлатентный (ПДЖ), латентный (ЛДЖ) и манифестный ДЖ, или железодефицитную анемию (ЖДА). Первые две стадии характеризуются снижением показателей запасного и транспортного фондов метаболизма железа при сохраненном функциональном, третья — уменьшением уровня показателей всех фондов метаболизма железа.

ПДЖ у беременных характеризуется отсутствием клинических и биохимических признаков ДЖ. В физиологических условиях (при беременности, не осложненной ДЖ в I триместре) ПДЖ развивается к концу III триместра и характеризуется достоверным снижением, в пределах нормативных значений, показателей всех фондов метаболизма железа, кроме регуляторного (эритрокинетические показатели повышаются). Диагностические критерии ПДЖ у беременных и родильниц представлены в табл. 1 и табл 2. При нормативных значениях показателей обмена железа в III триместре, а также беременным и родильницам при ПДЖ, для профилактики ЛДЖ показан прием 50 мг элементарного железа в сутки в течение 4 недель. Рекомендуется прием поливитаминных препаратов для беременных и кормящих по 1 таблетке или капсуле в сутки (табл. 3).

ЛДЖ у беременных характеризуется отсутствием клинических признаков ДЖ. Характерно снижение запасов железа и ЭПО до уровня, поддерживающего гематологические показатели в пределах нижней границы нормы. Отсутствие лечения препаратами железа беременных с ЛДЖ приводит к развитию МДЖ у 65% и увеличению частоты осложненного течения беременности. ЛДЖ может развиваться в любом сроке беременности, чаще с 19 по 24 недели. Проведение селективной профилактики (лечение ЛДЖ) в более чем 90% предупреждает возникновение МДЖ у беременных и тем самым снижает частоту развития плацентарной недостаточности и гипотрофии у плода, а также частоту развития МДЖ у родильниц. Диагностические критерии ЛДЖ у беременных и родильниц приведены в табл. 1 и табл 2. Для профилактики МДЖ необходимо своевременно выявлять ЛДЖ у беременных и родильниц, назначать селективную профилактику препаратами железа. При ЛДЖ, помимо поливитаминов с железом для беременных и кормящих (1 таблетка или капсула в сутки), показан прием 1 капсулы Ферро-Фольгаммы® в сутки в течение 6 недель (табл. 3).

Заключительным этапом ЖДС является МДЖ, развивающийся при снижении функционального фонда железа и проявляющийся симптомами анемии и гипосидероза. Для диагностики МДЖ используются следующие гематологические показатели: Hb, RBC, Ht, цветной показатель (ЦП) — отражает относительное содержание Нb в эритроците (при МДЖ ЦП < 0,85); средний объем эритроцитов (MCV — mean corpuscular volume), норма: 80–95 фл, MCV снижается при ЖДА; среднее содержание Нb в эритроците (MCH — mean cell hemoglobin), норма: 27–31 пг, при МДЖ MCH < 24 пг; средняя концентрация Нb в эритроците (MCHC- mean cell Hb concentration), норма: 30–38 г/дл, при ЖДА MCHC < 33 г/дл; показатель анизоцитоза эритроцитов (RDW-red cell distribution width), норма 11,5–14,5%), при МДЖ RDW повышен. В периферическом мазке крови выявляются морфологические изменения RBC, характерные для МДЖ: гипохромия — снижение плотности окраски RBC из-за низкого содержания Нb; микроцитоз — преобладание RBC уменьшенного размера; анизоцитоз (неодинаковая величина) и пойкилоцитоз (различные формы) RBC. На практике чаще применяется следующая классификация МДЖ по степени тяжести: легкая степень — Hb от 90 до 120 г/л; средней степени — Hb от 70 до 89 г/л, тяжелая — Hb < 70 г/л.

При МДЖ у беременных определяются нарушения во всех фондах метаболизма железа, имеются клинические признаки ДЖ и выше частота акушерских осложнений. Различают два клинических варианта МДЖ у беременных: типичный и атипичный. При типичном клиническом варианте МДЖ у беременных определяются нарушения во всех фондах метаболизма железа (функциональном, транспортном, запасном, регуляторном) (табл. 1). При атипичном клиническом варианте МДЖ у беременных определяются нарушения во всех фондах метаболизма железа, кроме запасного (уровень СФ > 20 мкг/л). Атипичный МДЖ развивается у беременных с заболеваниями, сопровождающимися воспалением, и имеет две стадии течения, с выраженностью нарушений метаболизма железа пропорционально стадии (табл. 2).

«Золотым» стандартом патогенетического лечения при МДЖ является применение препаратов железа внутрь. При наличии показаний для парентерального применения железа рекомендуется использовать железа (III) гидроксид сахарозный комплекс. Для лечения МДЖ легкой степени у беременных, родильниц рекомендуемая доза составляет 2 капсулы препарата Ферро-Фольгамма® в день в течение 1,5–2 месяцев, затем доза снижается до 1 капсулы в день, так как проводится коррекция ЛДЖ. Длительность этого этапа составляет 1,5 месяца. Для лечения МДЖ средней и тяжелой степени у беременных и родильниц рекомендуемая доза на 1 этапе лечения составляет 3–4 капсулы препарата Ферро-Фольгамма® в день в течение 2–4 недель; затем по 2 капсулы в день в течение 6–8 недель (2 этап); затем по 1 капсуле в день (3 этап — лечение ЛДЖ) в течение 6 недель.

Лечение беременных и родильниц с МДЖ должно быть комплексным. Помимо препаратов железа показан прием поливитаминов и биологически активных добавок для беременных и кормящих, содержащих железо. Оценка эффективности лечения проводится через 2–3 недели от начала лечения препаратами железа путем подсчета процентного роста значений гематологических показателей (Hb, Ht, RBC) по отношению к исходному уровню. Повышения Hb менее чем на 6% (2% в неделю); Ht — менее чем на 1,5% (0,5% в неделю); RBC — менее чем на 3% (1% за неделю) свидетельствуют о неэффективности лечения. При отсутствии эффекта от лечения МДЖ легкой степени тяжести у беременных препаратами железа, а также при лечении беременных, родильниц и женщин вне беременности с МДЖ тяжелой и средней степени показано применение препаратов рекомбинантного эритропоэтина (Эпокрин, Эритростим) (по 50–60 ед/кг массы тела — у беременных после 20 недель гестации, 2–3 раза в неделю, подкожно, 6 инъекций) и по 70–80 ед/кг массы тела — у родильниц и женщин вне беременности, через день, подкожно, 3–6 инъекций) в сочетании с препаратом Ферро-Фольгамма® по 3–4 капсулы в день (табл. 3).

Таким образом, основными свойствами ЖДС являются обратимость и возможность их предупреждения. Причина высокой распространенности манифестного дефицита железа заключается в недооценке значения диагностики ранних стадий ДЖ (предлатентного и латентного), а также в отсутствии дифференцированного подхода к коррекции этих стадий с целью профилактики МДЖ. Основой рациональной коррекции ЖДС у женщин является своевременная диагностика ранних стадий ДЖ и индивидуальный подбор препарата железа в адекватной дозе.

Таким образом, в большинстве случаев для профилактики и лечения ЖДС у беременных и родильниц оптимальным является препарат Ферро-Фольгамма®. Применение при ЖДС Ферро-Фольгаммы® позволяет добиться хороших и быстрых результатов у беременных и родильниц, в том числе при сочетании МДЖ с тяжелой экстрагенитальной патологией: воспалительные заболевания почек, органов дыхания, аутоиммунные заболевания, сахарный диабет, злокачественные новообразования. Наличие в препарате фолиевой кислоты и витамина В12 является его дополнительным преимуществом, так как при ЖДС часто имеет место дефицит этих витаминов. Наличие аскорбиновой кислоты улучшает всасывание и усвоение железа. Микрокапсулированная форма препарата исключает местное раздражение желудка и кишечника. Научный и практический опыт неоднократно убеждал нас в целесообразности и высокой эффективности применения препарата Ферро-Фольгамма в акушерской и гинекологической практике.

Литература

  1. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н., Мурашко Л. Е., Сокур Т. Н., Юсупова Л. Н., Павлович С. В. Объемный транспорт кислорода на фоне лечения эритропоэтином и препаратами железа у беременных с анемией // Проблемы репродукции. 1999. Т. 5. ‡‚ 2. С. 10–14.
  2. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н., Мурашко Л. Е., Сокур Т. Н., Юсупова Л. Н., Павлович С. В., Нерсесян Р. А. Клиническое значение депонированного железа у беременных с анемией на фоне лечения эритропоэтином // Проблемы репродукции. 2001, ‡‚ 1, с. 41–46.
  3. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н., Нерсесян Р. А., Торчинов А. М., Коробицын Л. П. Эритропоэтин у родильниц с анемией // Проблемы репродукции. 2002. ‡‚ 5. С. 53–56.
  4. Бурлев В. А., Мурашко Л. Е., Коноводова Е. Н. Антиоксидантные витамины у беременных с железодефицитной анемией и гестозом на фоне лечения // Акушерство и гинекология. 2002. ‡‚ 6.C.16–20.
  5. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н., Гаспаров А. С., Барабанова О. Э., Коробицын Л. П. Рекомбинантный эритропоэтин в предоперационном лечении анемии у женщин с миомой матки: сообщение I // Проблемы репродукции. 2003. ‡‚ 5. C. 23–27.
  6. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н. Синдром неадекватной продукции эритропоэтина у больных с миомой матки // Проблемы репродукции. 2004. ‡‚ 3. C. 27–33.
  7. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н., Орджоникидзе Н. В., Серов В. Н., Елохина Т. Б., Ильясова Н. А. Лечение латентного дефицита железа и железодефицитной анемии у беременных // Российский вестник акушера-гинеколога. 2006. ‡‚ 1. C. 64–68.
  8. Бурлев В. А., Коноводова Е. Н. Синдром неадекватной продукции эритропоэтина у беременных с гестозом // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2007. Т. 6. ‡‚ 6. С. 16–21.
  9. Мурашко Л. Е., Коноводова Е. Н., Бурлев В. А., Сопоева Ж. А. Объемный транспорт кислорода у беременных с анемией и гестозом при лечении Ферро-Фольгаммой // Русский мед. журнал. 2002. Т. 10. ‡‚ 7 (151). С. 364–367.
  10. Коноводова Е. Н., Бурлев В. А. Эффективность применения препарата Ферро-Фольгамма у беременных и родильниц с железодефицитной анемией // Русский медицинский журнал, 2003, т. 11, ‡‚ 16, с. 899–901.
  11. Коноводова Е. Н., Бурлев В. А. Ферро-Фольгамма + Эритропоэтин — новые возможности лечения анемии у больных с миомой матки // Фарматека, 2004. ‡‚ 15 [92]. C. 70–73.
  12. Коноводова Е. Н., Бурлев В. А., Тютюнник В. Л., Вердян Г. А. Рациональные схемы лечения родильниц с железодефицитной анемией //РМЖ. 2005. Т. 13. ‡‚ 1. С. 25–27.
  13. Коноводова Е. Н. Железодефицитные состояния у беременных и родильниц (патогенез, диагностика, профилактика, лечение). Автореферат дисс. … д-ра мед. наук. М. 2008. 46 с.
  14. Коноводова Е. Н., Бурлев В. А. Сравнительная эффективность лечения манифестного дефицита железа у беременных различными препаратами железа // РМЖ. 2009. Т. 17. ‡‚ 16. С. 1028–1031.
  15. Основные показатели деятельности службы охраны здоровья матери и ребенка в Российской Федерации. Под ред. академика РАМН Г. Т. Сухих, академика РАМН Л. В. Адамян. М., 2009. 18 с.
  16. Серов В. Н., Бурлев В. А., Коноводова Е. Н. и соавт. Железодефицитные состояния у беременных и родильниц. Учебное пособие. Под ред. академика РАМН Г. Т. Сухих и проф. Т. А. Протопоповой. М., 2009. 80 с.

Диагностические критерии железодефицитных состояний у беременных

Диагностические критерии железодефицитных состояний у родильниц

Алгоритм профилактики и лечения беременных и родильниц с ЖДС


Е. Н. Коноводова, доктор медицинских наук
В. А. Бурлев, доктор медицинских наук, профессор
Р. Г. Шмаков, доктор медицинских наук

ФГУ «НЦ АГ и П им. В. И. Кулакова», Москва

Контактная информация об авторах для переписки: mdshmakov@mail.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт