ЯЩУР

Ящур — типичный зооноз, острая инфекционная болезнь, вызывающаяся фильтрующимся вирусом, передающаяся человеку от больных животных, характеризующаяся появлением пузырьков и эрозий на слизистой ротовой полости (афтозный стоматит), а также на коже кистей и




Ящур — типичный зооноз, острая инфекционная болезнь, вызывающаяся фильтрующимся вирусом, передающаяся человеку от больных животных, характеризующаяся появлением пузырьков и эрозий на слизистой ротовой полости (афтозный стоматит), а также на коже кистей и стоп.

Возбудитель ящура — фильтрующийся ультрамикроскопический вирус относится к семейству Picornoviridae. Вирус ящура характеризуется высокой изменчивостью как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Ящур издавна встречается во всех частях земного шара, главным образом в сельскохозяйственных странах. Первые сообщения научного характера о ящуре у людей были опубликованы в Норвегии в 1764 году Сагаром, который наблюдал более 1500 случаев ящура (афтозной ящурной лихорадки).

Вирус устойчив во внешней среде. В молоке он сохраняется до 25–30 ч (в условиях холодильника — до 10 дней), в масле — до 2 мес, в колбасах и солони-не — до 50 дней, в отрубях — от 2 до 5 мес, в высохшей слюне (на шерсти животных, на одежде) — от 1 до 3 мес. В замороженных тушах вирус сохраняется до 687 дней. Ультрафиолетовые (солнечные) лучи и кипячение (в течение 5 мин) инактивируют вирус.

Резервуаром и источником инфекции являются больные животные, особенно крупный рогатый скот, а также свиньи, овцы и козы. Отмечена восприимчивость к ящуру и диких животных: лосей, косуль, северных оленей, сайгаков и др.

Особенно тяжело болеют молодые животные, среди которых отмечается большая летальность. Кроме перечисленных выше животных к ящуру восприимчивы верблюды. Изредка ящуром болеют лошади, собаки, кошки. Переносчиками могут оказаться восприимчивые к этой болезни грызуны (суслики, крысы, мыши), а также некоторые птицы (сами не болеющие, но выделяющие вирус, попавший с кормом, через кишечник) и овод. Животные заражаются при взаимном контакте на пастбищах, в коровниках и хлевах. Выделяясь из организма больных животных со слюной, молоком, навозом, мочой, содержимым пузырьков, вирус ящура попадает на подстилки, корм, спецодежду обслуживающего персонала, где может длительно сохраняться.

У животных, больных ящуром, обычно имеются характерные афтозные высыпания пузырьков и пузырей (позже изъязвляющихся) на слизистых рта, носа, десен, на языке, губах, в межкопытных щелях, реже у рогов («рыльно-копытная» болезнь). Вымя коров покрывается сыпью, что не лишено отчасти эпидемиологического значения, хотя само молоко становится заразным до появления афт и содержит вирус в течение 10–12 дней от начала болезни. У переболевших животных отмечается вирусоносительство, которое может не сопровождаться клиническими проявлениями. В подавляющем большинстве случаев с 10–12-го дня болезни выделение вируса прекращается. У крупного рогатого скота может наблюдаться так называемая злокачественная форма ящура, примерно в 60% случаев заканчивающаяся смертью через 1–1,5 сут от начала болезни. Животные, переболевшие ящуром, приобретают иммунитет на срок до 1,5 лет.

Человек заражается ящуром при употреблении сырого молока (больше 60% случаев) от больных животных (коров, коз), реже — при употреблении мяса вынужденно забитых больных животных. При контакте с больными животными заражение людей происходит в 30% случаев. Риску заражения подвергаются лица некоторых профессий: доярки, скотницы, телятницы, пастухи, работники мясокомбинатов и боен, ветеринары и зоотехники.

В организм человека вирус ящура попадает через мельчайшие повреждения кожи, а также через слизистые оболочки глаз, носа, рта и желудочно-кишечного тракта. Заражение может произойти также аэрогенным путем при вдыхании воздуха, в котором находятся частицы вируса. Наиболее восприимчивы к ящуру дети.

Возможны механический перенос вируса ящура обслуживающим и ветеринарно-техническим персоналом (на обуви, одежде, руках) и инфицирование здоровых животных.

Доказана возможность заражения здоровых животных от больного человека.

Крупные вспышки этой болезни в нашей стране отмечались в 1941–1943, 1952–1953 и в 1965 гг. В 2000–2001 гг. возник очаг ящура в Англии, Нидерландах с угрозой распространения инфекции в других европейских странах.

Вспышки ящура среди домашних животных зарегистрированы в Казахстане (село Мирное Карагандинской обл.), Китае, КНДР, Южной Корее, во Вьетнаме.

Постоянно неблагоприятная эпидемиологическая обстановка по ящуру наблюдается в таких странах, как Иран, Турция, Афганистан.

Проникнув в организм человека, вирус ящура начинает размножаться в клетках эпителия слизистой оболочки или эпидермальных клетках кожи. При этом возникает воспалительная реакция в виде пузырьков, заполненных серозным содержимым (первичный аффект), что дало возможность некоторым авторам определить ящур как эктодерматоз (эпителиоз).

В дальнейшем вирус из мест первичной репродукции попадает в кровь, распространяясь по всему организму (генерализация процесса), что клинически проявляется симптомами интоксикации (лихорадка, головная боль и т. д.).

Диссеминация вируса сопровождается поражением слизистых оболочек полости рта, языка, носа, уретры и кожи кистей рук, особенно около ногтей, в межпальцевых складках. Образуются так называемые вторичные афты и поражения кожи в виде пузырьков — везикул. Специфические афты могут быть также на слизистых желудка, кишечника и половых органов. Генерализация инфекции изредка сопровождается поражением миокарда.

Перенесенная болезнь оставляет прочный, но не продолжительный (1–1,5 года) видоспецифический иммунитет.

Инкубационный период длится от 2 до 12 сут (чаще 3–8 дней). В подавляющем большинстве случаев ящур начинается остро, внезапно, хотя возможно и постепенное развитие заболевания. Появляются сильный озноб, головная боль, недомогание, боли в мышцах, особенно в области поясницы. Аппетит резко снижается. Температура тела быстро повышается до 38–40°C и сохраняется на довольно высоком уровне в течение 5–6 дней. Спустя 1–2 дня после начала болезни отмечаются воспалительные изменения слизистой ротовой полости (чувство жжения во рту, болезненность при жевании, слюнотечение). В процесс вовлекаются слизистые губ, десен, щек, гортани. Язык отечен. В это же время развивается конъюнктивит (иногда односторонний), появляются рези при мочеиспускании (из-за развития уретрита). Через 1–2 дня после этого при осмотре полости рта на слизистых и особенно на краях и кончике языка можно обнаружить маленькие пузырьки (величиной от пшеничного до чечевичного зерна) с прозрачным, а затем мутно-желтоватым содержимым. Пузырьков иногда так много, что они густо располагаются на слизистой рта, включая десны и небо. Уже через сутки-двое пузырьки самостоятельно лопаются, а на их месте обнаруживаются болезненные, неправильной формы ярко-красные поверхностные изъязвления (афты), иногда сливающиеся между собой. После вскрытия пузырьков температура, как правило, несколько снижается, однако самочувствие больных ухудшается. Речь и глотание затруднены, резко повышается саливация, губы и язык отечны, покрыты налетом и корками. Припухают и становятся болезненными регионарные лимфоузлы. Пузырьки, а затем язвочки могут появиться на слизистой оболочке носа, задней стенки глотки, влагалища, уретры, конъюнктивах. Характерны склоненная поза больного и необходимость прибегать к помощи полотенца из-за буквально струящихся потоков слюны, а также страдальческое выражение лица и раздражительность.

Помимо поражения слизистых у большинства больных везикулы появляются на коже, причем для ящура наиболее характерна их локализация между пальцами рук и ног, а также у основания ногтей. Пузырьки полиморфны, единичные из них по величине могут доходить до буллы. Кроме того, иногда отмечаются эритематозные пятна не только на конечностях, но и на туловище. Кисти и стопы в некоторых случаях припухают, в их области больные ощущают жжение, мурашки, зуд. Пациенты также при этом могут находиться в вынужденной позе: растопыренные пальцы, согнутые руки и шея, сведенные ноги. У части больных ногти впоследствии выпадают.

Период высыпания длится примерно неделю. Афты на слизистой оболочке ротовой полости, губ, языке заживают обычно быстро, в течение 3–5 дней, не оставляя после себя рубцов. Температура снижается до нормальных показателей, и наступает фаза выздоровления, продолжающаяся в среднем 10–15 дней. Однако у ряда больных может появиться повторное высыпание пузырьков на слизистых и коже, затягивающее лечение болезни на несколько месяцев. В тяжело протекающих случаях возможно появление геморрагической сыпи на шее, груди, спине.

Изменений со стороны внутренних органов при неосложненном ящуре обычно не отмечается. У детей болезнь может сопровождаться развитием гастроэнтерита.

Гемограмма при ящуре в разгаре заболевания характеризуется эозинофилией, а у части больных отмечается лейкопения.

Помимо клинически выраженных форм ящура наблюдаются также стертые формы без клинических проявлений, которые могут проявляться в виде малохарактерного стоматита и общего недомогания либо характеризоваться умеренной головной болью, недомоганием, сопровождающимся появлением в межпальцевых складках характерных везикул, которые через 1–2 дня вскрываются и быстро заживают. Бессимптомные формы протекают без каких-либо клинических проявлений.

При хроническом затяжном течении болезни высыпания на коже имеют вид не пузырьков, а бугорков, которые рассасываются, а кожа над ними не шелушится.

Общепринятой клинической классификации ящура нет. Обычно выделяются следующие клинические формы ящура:

  • кожная, при которой немногочисленные афты обнаруживаются только на коже, как правило, в области первичного проникновения вируса (эта форма встречается чаще при профессиональном заражении);
  • слизистая, основным проявлением которой является афтозный стоматит;
  • кожно-слизистая (наиболее часто встречающаяся), характеризующаяся поражением слизистой (ротовой полости и глаз) и кожи (преимущественно в области пальцев).

В целом ящур протекает благоприятно. Болезнь обычно заканчивается выздоровлением, наступающим через 2–3 нед.

Очень редко болезнь осложняется миокардитом, а из-за присоединения вторичной бактериальной микрофлоры — пневмонией и даже сепсисом. Вирусоносительство при ящуре может продолжаться до 120–150 дней после перенесенного заболевания, представляя угрозу новой вспышки среди животных.

Диагноз ящура основывается на следующих данных:

  • эпиданамнез, имеющий целью выявление наличия больного животного в данной местности, случаев контакта с больными животными, употребления продуктов животноводства (сырого молока), а также сметаны, сливок, творога, приготовленных из нестерилизованного молока неблагополучных по ящуру животных;
  • наличие типичных клинических проявлений болезни (сочетание внезапного начала, лихорадки, интоксикации, а также характерных изменений слизистой полости рта — афтозный стоматит — и кожи в области межпальцевых складок, поражение ногтей);
  • лабораторные данные, для чего используются вирусологические и серологические методы, а также биопроба.

Из серологических методов для диагностики ящура применяются РСК и РПГА, с помощью которых выявляются антитела к вирусу ящура в сыворотке крови больных. В последнее время для быстрой диагностики болезни возможно использование ПЦР.

Биопроба проводится на морских свинках, которых заражают методом скарификации или путем внутрикожного введения исследуемого материала в подошвенную поверхность задних лапок. При наличии вируса через 24–36 ч на месте заражения образуются первичные везикулы, которые вскрываются и превращаются в эрозии. Спустя еще 1–3 дня развиваются вторичные везикулы на языке и на подошвах передних лапок.

Следует помнить, что имеются также атипичные формы ящура, о которых было сказано ранее.

Дифференциальный диагноз ящура следует проводить в первую очередь с афтозным стоматитом, который встречается чаще у маленьких детей. При афтозном стоматите отсутствуют лихорадка, симптомы интоксикации, обильная саливация и поражение кожи. Поражается только слизистая ротовой полости, язвы более глубокие и никогда не сливаются между собой, а дно их покрыто беловатым налетом. В крови не отмечается эозинофилии.

Для ветряной оспы, с которой в ряде случаев приходится дифференцировать ящур, характерны:

  • осенне-зимняя сезонность;
  • контакт с больными ветряной оспой или опоясывающий герпес;
  • специфическая ветряночная сыпь — везикулярная, с захватом волосистой части головы и слизистых оболочек, одновременное наличие элементов на разных стадиях развития. При ветряной оспе сыпь никогда не располагается на кистях и стопах. Везикулы на слизистой полости рта и в зеве никогда не изъязвляются. Не характерна для ветряной оспы и выраженная саливация.

Ящур также необходимо дифференцировать с энтеровирусными инфекциями — герпангиной и энтеровирусной экзантемой (бостонской или эпидемической экзантемой).

При герпангине с первых же дней болезни на слизистой оболочке мягкого неба, языка и особенно дужек появляются сначала мелкие красные папулы, затем характерные везикулы (величина их достигает булавочной головки), наполненные прозрачным содержимым и не сливающиеся между собой даже при обильном высыпании (от 5–6 до 30). Пузырьки вскрываются через 1–2 дня, оставляя после себя небольшие, быстро заживающие эрозии. Самочувствие больных при этом меняется мало.

При энтеровирусной экзантеме лихорадочное состояние дополняется появлением сыпи на коже лица, туловища и конечностей. Сыпь краснухоподобная, но может быть макулопапулезной, петехиальной, ульцерозной (язвенной), булезной. Иногда сыпь появляется на пике лихорадки, но чаще в период ее спада (лихорадка длится 1–8 дней) и исчезает через 1–2 сут без шелушения и пигментации. Пятнистая экзантема может появиться и на слизистой оболочке рта. Исчезает в те же сроки, что и сыпь на коже. В острый период болезни нередко возникают фарингит и конъюнктивит.

Для дифференциальной диагностики ящура и вышеописанных форм энтеровирусной инфекции имеют значение эпиданамнез и лабораторные исследования.

Ящур иногда приходится дифференцировать с геморрагической лихорадкой Ласса. Болезнь в отличие от ящура начинается постепенно — с озноба, жара, умеренных головных болей. Температура достигает высоких цифр (39–40°С) к 3–5-му дню болезни. Характерно поражение зева — язвенно-некротические изменения на миндалинах и мягком небе. На 5-й день появляются кашель, боль в груди и животе, тошнота, рвота и обильный водянистый стул. Отмечаются гиперемия лица, шеи и генерализованная лимфаденопатия. В конце 1-й нед появляется смешанная (петехии, розеолы, макулы, папулы) сыпь на коже лица, туловища и конечностей. Умеренно увеличивается печень. У больных развивается геморрагический синдром: кровохарканье, кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, желудочные и кишечные кровотечения. Артериальное давление падает, снижается диурез. Может развиться инфекционно-токсический шок.

Установлению диагноза лихорадки Ласса помогают правильно собранный эпиданамнез (болезнь эпидемична для стран Западной и Центральной Африки), данныe исследования крови (лейкопения, затем лейкоцитоз, нейтрофилез, увеличение СОЭ), мочи (протеинурия, микрогематурия, цилиндрурия, гиперазотемия), а также выделение вируса серологическими методами (РСК, РНИФ), ПЦР.

Больным ящуром независимо от тяжести заболевания необходимо проходить лечение в условиях стационара, где они должны находиться не менее 14 дней от начала болезни до полного клинического выздоровления, заживления язв на слизистых оболочках и коже.

Антибиотики при этой болезни неэффективны. Они принимаются только в случае присоединения вторичной бактериальной инфекции. Некоторый эффект получен при использовании для лечения ящура препаратов интерферона и индукторов интерферона, обладающих противовирусной активностью.

Благоприятное влияние на организм больного ящуром оказывают ингибиторы протеолиза (контрикал, гордокс, трасилол) и антиоксиданты (эмоксипин, мексидол), особенно при сочетанном введении в лимфатические сосуды или лимфатические узлы.

Для снижения степени токсемии больным ящуром необходимо проведение детоксикационной терапии (гемодез, реополиглюкин, кристаллоиды).

Важное значение имеют тщательный уход за больными и организация питания (дробное питание жидкой или полужидкой пищей). Больному даются молоко, сливки, кефир, жидкие каши, слизистые супы и т. д. Кормить пациентов нужно малыми дозами 6–7 раз в сут. В тяжелых случаях, при невозможности приема пищи пациентом, приходится прибегать к зондированному питанию. Перед приемом пищи для снижения интенсивности болевых ощущений из-за наличия афт в ротовой полости больному ящуром за 20–30 мин до еды назначается анестезин в порошке (0,1 г). Для полоскания полости рта применяют 3%-ный раствор перекиси водорода, 0,01–0,1%-ный раствор перманганата калия, а также настой ромашки. Для уменьшения болевых ощущений используют также мази, содержащие анестезин и новокаин. В период заживления афт их рекомендуют смазывать маслом шиповника, облепихи или каротолином. При поражении глаз применяют 30%-ный раствор альбуцида.

Необходимо также назначение витаминов, а в тяжелых случаях — сердечно-сосудистых средств.

Для предупреждения распространения ящура среди людей необходимо ликвидировать его среди животных, что достигается установлением строгих карантинных мероприятий (ограждения, дезинфекция транспорта, выезжающего за пределы очага, и т. д.). Лица, соприкасающиеся с больными животными, должны работать в спецодежде. Молоко перед употреблением необходимо кипятить не менее 5 мин, а мясо больных животных может быть использовано только после тщательной термической обработки. Оборудуются помещения для обеззараживания молока, его переработки и временного хранения. Людям, работающим с больными ящуром животными, запрещается пить воду, принимать пищу или курить в очаге инфекции. Не допускаются к работе в неблагоприятных по ящуру хозяйствах беременные женщины, подростки и лица с микротравмами рук.

Проводится вакцинация здоровых животных. В некоторых случаях при подозрении на ящур стадо животных подлежит полному уничтожению.


А. Е. Кудрявцев, кандидат медицинских наук
Г. К. Аликеева, кандидат медицинских наук
МГМСУ, Москва


Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт