26 февраля Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова посетила Уфу

26 февраля Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова посетила Уфу


 

26 февраля Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова в составе делегации Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева побывала в уфимском доме-интернате для престарелых и инвалидов, а также выступила с докладом на совещании по вопросам социального обеспечения россиян, в котором приняли участие руководители регионов Приволжского федерального округа.

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Сегодня мы обсуждаем тему, от решения проблем в которой зависит социальное благополучие каждой российской семьи. Вопросы социальной защиты населения вкупе с вопросами развития здравоохранения и образования являются основополагающими в рамках продвижения новой социальной политики.

Поставленные Президентом Российской Федерации цели по сокращению уровня смертности в России не менее чем в 1,5 раза, и достижению средней продолжительности жизни к 2020 году 75 лет ставят перед социальной защитой сложные задачи.

Вся система должна быть настроена на человека независимо от того, какой вид помощи он получает, и в чьей компетенции находится оказание этой помощи.

Развитие социальной защиты должно идти по пути выравнивания предоставления социальных услуг, включая внедрение элементов стандартизации социального обслуживания, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Реальный контроль человека за качеством и объемом предоставляемых ему мер социальной поддержки - важнейшая задача социального государства.

Сегодня в России старение населения - реальность, с которой необходимо считаться. Доля пожилых людей в составе населения уже превысила долю детей.

Особенно сложна демографическая ситуация на селе - во многих сельских районах доля пожилых людей более 30 процентов.

Основным направлением повышения социальной защищенности пожилых людей являются меры по опережающему росту размера их пенсий и других денежных выплат.

В 2007 году трижды предпринимались меры по повышению базовых частей трудовых пенсий в целях поэтапного их приближения к величине прожиточного минимума пенсионера. Сегодня это основной контингент пенсионеров, уровень пенсионного обеспечения которых недостаточен.

При этом в среднесрочной перспективе одной из основных задач для пенсионной системы остается поэтапная ликвидация бедности среди пенсионеров, включая меры направленные на увеличение пенсии гражданам, заработавшим основной стаж в советское время. В результате размер средней трудовой пенсии в 2009 году должен превысить в 1,5 раза величину прожиточного минимума пенсионера.

В дополнении к пенсионному обеспечению с 2005 года взамен ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан на федеральном и региональном уровнях установлены меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных выплат. Сегодня ЕДВ на федеральном уровне получает 16,7 млн. чел. и 12,6 млн. чел на региональном уровне с соответствующими бюджетными ассигнованиями на эти цели соответственно более 260 млрд. руб. и 50 млрд. рублей. Это в десятки раз больше, чем направлялось на эти цели в 2004 году, в период необеспечения федеральных обязательств.

Отдельным категориям граждан предоставляется набор социальных услуг. Он включает в себя дополнительное лекарственное обеспечение, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Численность лиц, имеющих право на получение этого набора на федеральном уровне, составляет около 9 млн. человек.

Хочу особо остановиться на дополнительном лекарственном обеспечении. Почти 6 млн. чел. пользуются в 2008 году этой формой поддержки. Начиная с 2008 года, осуществление полномочий по дополнительному лекарственному обеспечению передано в субъекты Российской Федерации с объемом субвенций в сумме 27,6 млрд. руб., исходя из количества граждан, выбравших дополнительное лекарственное обеспечение, по состоянию на 1 октября 2007 года и на основе расчетного норматива 417 рублей.

В настоящее время парламентом приняты изменения в законы «О государственной социальной помощи» и «О федеральном бюджете на 2008 год и на планируемый период до 2010 года», увеличивающий эту сумму до 423 рублей, а также санкционирующий право Правительству ежеквартально, на основе данных Федерального регистра граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, уточнять численность граждан с соответствующим увеличением размера субвенции, передаваемой в бюджеты субъектов Российской Федерации на цели дополнительного лекарственного обеспечения.

Кроме того, Министерством здравоохранения и социального развития совместно с органами власти субъектов Российской Федерации будет произведена в ближайший месяц оценка возможных расходов бюджетов субъектов на эти цели, для того, чтобы исключить фактор недостаточности финансовых ресурсов, как проблемы в осуществлении органами власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий. Одновременно будут выработаны предложения о целесообразных изменениях в действующее законодательство, с целью избежания в 2009 году проблем в осуществлении лекарственного обеспечения.

Еще одной существенной мерой социальной поддержки является предоставление отдельным категориям граждан льготы по оплате жилищно- коммунальных услуг. На обеспечение этой льготы для федеральных льготников в 2008 году будет направлено из федерального бюджета 89,9 млрд. рублей. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации предоставление этой меры социальной поддержки сохранено в натуральном выражении с соответствующей компенсацией фактически произведенных расходов. Следует обратить внимание, что в момент принятия законодательства о разграничении полномочий на эти цели планировалось 26,7 млрд. руб. и в течение 3-х лет мы увеличили объем расходов в 3,3 раза и в этой части не имеем задолженности перед организациями жилищно-коммунальной сферы.

Наиболее проблемными и не до конца урегулированными действующим законодательством являются льготы, предоставлявшиеся до 1 января 2005 года в натуральном виде:

Обеспечение инвалидов специальным автотранспортом;

Обеспечение жильем.

Реализация этих льгот осуществляется в отношении граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года.

При этом в части обеспечения спецавтотранспортом, по данным органов исполнительной власти численность очередников-ветеранов составляет 52 тыс. чел., соответственно потребность в бюджетных ассигнованиях - более 8 млрд. руб. (предусмотрено на 3 года 3 млрд. руб.)

Есть инициатива ветеранов Волгоградской области о единовременной выплате очередникам денежной компенсации в размере 100 тыс. руб., которая может быть реализована в случае единогласной поддержки всеми субъектами Федерации на основе мнения граждан.

Тема обеспечения жильем льготных категорий граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года не менее актуальна и безусловно более затратна. Полномочия по предоставлению данного вида социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, главным распорядителем средств на эти цели является Росстрой. Объем средств федерального бюджета, предусмотренный на эти цели составляет на 3 года 18,9 млрд. руб., объем субвенции формируется исходя из общей площади жилья в 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту, устанавливаемой Минрегионом России. Указанная норма не учитывает фактический состав семьи, в которой проживают ветераны и инвалиды, и в ряде случаев без привлечения дополнительных средств не позволяет решить вопрос об обеспечении жилыми помещениями. По данным органов власти субъектов Российской Федерации численность стоящих на учете граждан оценивается в 94 тыс. человек, в период 2005-2007 годов жильем посредством применения данного механизма было обеспечено 3038 граждан.

Еще один элемент социальной защиты - социальное обслуживание.

Сегодня все полномочия по социальному обслуживанию пожилых людей у регионов. Для их осуществления из федерального бюджета предоставляются субсидии, объем которых в 2008 году составляет 13 млрд. рублей.

Следует отметить усилия органов власти субъектов Российской Федерации, направленные на улучшение социального обслуживания ветеранов, активное развитие служб срочной социальной помощи и мобильных служб социальной помощи на селе. (Этой важной работой занимаются 2247 центров социального обслуживания, 12054 отделения социального обслуживания на дому, 1083 отделения дневного пребывания, 614 отделений временного (сезонного) проживания, более 300 000 социальных работников. Ветераны войны реально пользуются правом первоочередного пользования услугами этих учреждений. Свыше 5000 участников войны проживают в этих учреждениях).

Задача регионов - создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Хочу подчеркнуть, что эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками.

Однако наряду с позитивными сдвигами, присутствует существенная дифференциация показателей социального обслуживания, таких как очередность на получение мест в стационарах с ожиданием более одного года, очередность в получении социального обслуживания на дому и ряд других. В этой связи вопрос выравнивания условий и уровня оказания социальных услуг в регионах продолжает оставаться актуальным и требует особого внимания.

Все перечисленное, безусловно, направлено на улучшение уровня жизни людей. Но ни для кого не секрет, что многие пожилые люди и инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность как можно дольше участвовать в общественном производстве. Это один из ключевых вопросов социальной политики.

Одним из шагов в решении этого вопроса стало совершенство­вание нормативной правовой базы по социальной защите инвалидов и ветеранов. Минздравсоцразвития России подготовило два постановления Правительства. В первом устанавливаются новые правила признания лица инвалидом. Процедуры установления инвалидности и переосвидетельствования значительно упрощены. Определен Перечень заболеваний, согласно ко­торому инвалидность устанавливается бессрочно. Это исключает необ­ходимость повторного обращения граждан для оформления инвалидно­сти,

Во втором постановлении определен новый порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Определены условия обеспечения отдельных категорий ветеранов протезами, протез­но-ортопедическими изделиями. Теперь ветераны будут обеспечиваться протезными изделиями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выдаваемой врачебной комиссией тех медицинских орга­низаций, которые оказывают им лечебно-профилактическую помощь. Этим людям не надо будет обращаться в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы для дополнительного освидетельствования.

А для взрослых инвалидов и детей-инвалидов теперь будут различные программы реабилитации.

Все эти и ряд других норм, содержащихся в постановлениях, направлены на повышение качества жизни инвалидов и ветеранов. Это позволит им быстрее проходить реабилитационные мероприятия и расширит возможности трудоустройства.

В заключение хочу сказать, что вопросы социальной защиты, безусловно, нуждаются в совершенствовании и дальнейшем развитии. Здесь имеются соответствующие наработки у федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, которые требуют законодательного урегулирования. Я надеюсь, что совместными усилиями мы выработаем согласованные решения, нацеленные на улучшение социальной защиты наших граждан.

 

 





Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт