Пересадка нейронов позволила восстановить функции мозга у лабораторных мышей

Если нейроны не реагируют на уровень лептина в крови, мозгу становятся неподконтрольны ощущения голода и сытости. Обусловливающие это генетические дефекты становятся причиной крайнего ожирения у людей и животных. Ученые Гарварда, Массачусетской больницы общего профиля и Института экспериментальной биологии Академии наук Польши продемонстрировали возможность восстановления функций головного мозга путем трансплантации нейронов в поврежденную область. Результатом такой операции, в частности, стало значительное снижение веса у генетически дефектных ожиревших мышей и существенное снижение симптомов диабета. Доклад об исследовании опубликован в журнале Science.

Медицина уже предпринимала попытки восстановления поврежденных участков мозга с помощью трансплантации стволовых клеток, но те нередко начинают развиваться неконтролируемо, что приводит к раку. Исследователи из Гарварда и Варшавы же воспользовались в качестве трансплантатов незрелыми нейронами (нейробластами) и клетками-предшественниками, то есть специфичными стволовыми клетками с уже предопределенным направлением развития. Кроме того, в отличие от предыдущих экспериментов, когда импланировались миллионы клеток, биологи инъецировали суспензию всего из нескольких тысяч нейробластов в гипоталамус мышей малоинвазивным методом - тонкой микропипеткой диаметром лишь в несколько раз больше, чем сами клетки. Ученые подчеркивают, что несмотря на полученные ими воодушевляющие результаты, понадобятся еще многие годы исследований прежде чем будут разработаны терапии на основании данного метода.