Патогенетическая терапия мастопатий

В статье представлены данные литературы и точка зрения авторов по важной медико-социальной проблеме — болезням молочных желез, занимающим ведущее место в заболеваемости женщин. Эти болезни крайне многообразны, они не только нарушают трудоспособность женщи




Pathogenetic therapy of mastopathies

The article reviews the literature and present the author’s opinion on important medical and social problem — diseases of mammary glands that are the major type of women illness. These diseases are manifold and do not only hamper work ability of women but affect their reproductive functions. The article provides the details of the variants of effective pathogenetic therapy of mastopathies and results of clinical trials. It also gives recommendations to application of unified gynaecological and mammalogy screening as the base of prophylaxis, diagnostics and treatment of mammary glands diseases.

В последние годы отмечается высокая распространенность заболеваний молочных желез и их патологических состояний. К последним относятся мастопатии, масталгии, мастодинии — одностороннее или двустороннее, это патологическое состояние может являться проявлением функциональных и органических заболеваний молочной железы. Масталгия может быть начальным признаком или одним из симптомов фиброзно-кистозной мастопатии — наиболее распространенной доброкачественной патологии молочных желез.

Болезни женских половых органов и молочных желез занимают ведущее место в заболеваемости женщин. Эти болезни крайне многообразны, они не только нарушают трудоспособность женщин, но нередко отражаются на их репродуктивной функции. Крайне высока частота встречаемости злокачественных опухолей женских половых органов и молочной железы. Интерес медиков к проблеме заболеваемости молочных желез обусловлен несколькими причинами. Первое место среди них занимает неуклонный рост онкологических и нераковых заболеваний молочных желез (НЗМЖ) во всем мире. Весьма актуальны и вопросы, связанные с лактацией и грудным вскармливанием. Кроме того, заболевания других систем организма могут отражаться на состоянии молочных желез.

Ежегодно в мире диагностируют около миллиона новых случаев рака молочной железы. При этом эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируют рост частоты возникновения данного заболевания: в мире ежегодно будут диагностировать от 800 000 до 1 000 000 новых случаев.

По данным американской статистики, в США ежегодно заболевают раком молочной железы 180 000 женщин, при этом 46 000 (25,5%) из них умирают. По данным Е. М. Акселя и соавт. (1997), вероятность заболеть раком молочной железы у новорожденной девочки в течение жизни составляет приблизительно 3,5%.

Увеличение доли рака молочной железы в структуре онкологической заболеваемости наблюдается и в РФ, и в других странах СНГ. С 1996 г. раку молочной железы принадлежит первое место в структуре заболеваемости злокачественными опухолями среди женщин в СНГ; это наиболее заметно влияет на сокращение средней продолжительности жизни (Л. Е. Комарова, 2002; В. А. Хайленко, 2002). В России стандартизованный показатель заболеваемости раком молочной железы оценивают в 33,5 случая на 100 000 женщин, причем прирост заболеваемости каждые 5 лет составляет 15–16% [1, 2].

Первый пик заболеваемости приходится на репродуктивный период в возрасте от 30 до 40 лет. По данным статистики число заболевших за этот период составляет 80–100 на 100 000 женщин. В последующие годы жизни отмечается увеличение частоты развития рака молочных желез, в частности, если в возрасте 50 лет регистрируется 180 случаев, то после 65 лет — 250 случаев на 100 000 женщин [3].

По данным ВОЗ, к концу столетия раком молочных желез ежегодно будет болеть около 750 тыс. женщин, что может явиться главной причиной смертности женщин в возрасте от 40 до 55 лет [1]. Такая же тенденция прослеживается в большинстве европейских государств. По данным ЮНЕСКО, ведущей причиной смерти среди молодых женщин в 28 индустриальных странах за последние 10 лет является рак молочной железы.

В настоящее время общепризнано, что рак молочной железы на фоне доброкачественных заболеваний молочных желез встречается в 3–5 раз чаще, чем при отсутствии таких патологий, а при узловых формах мастопатии с явлениями пролиферации эпителия молочных желез — в 30–40 раз чаще. В этой связи очевидно, что в последние годы интерес к доброкачественным заболеваниям молочной железы значительно возрос, а снижение заболеваемости мастопатией — реальный путь к снижению частоты развития рака молочной железы.

Мастопатия — это обобщенное название доброкачественных изменений молочных желез, значительно отличающихся между собой по анатомическим признакам, клиническим проявлениям и опасности малигнизации [4]. По определению ВОЗ (1984), мастопатия — это фиброзно-кистозная болезнь, характеризующаяся нарушением соотношений эпителиального и соединительнотканного компонентов, широким спектром пролиферативных и регрессивных изменений тканей молочной железы. Наряду с термином «мастопатия» для обозначения этого патологического состояния употребляются термины «диффузная фиброзно-кистозная мастопатия», «диффузная кистозная мастопатия», «дисплазия молочной железы» [5]. В отечественной литературе чаще используются термины «мастопатия», «фиброзно-кистозная мастопатия», «фиброаденоматоз», «дисгормональная гиперплазия молочной железы» и «дисгормональные заболевания молочных желез» [6]. Кроме того, широко употребляются термины: «диффузная фиброзно-кистозная мастопатия» (согласно МКБ-10: диффузная кистозная мастопатия — diffusecystic mastopathy), «дисплазия молочной железы» [5].

Фиброзно-кистозная болезнь (ФКБ), по данным различных исследователей, выявляется примерно у 50–60% женщин, как правило, в возрасте от 30 до 50 лет, и гораздо реже у женщин в постменопаузе [7–9].

Основным клиническим проявлением мастопатии является боль или болевые ощущения в молочной железе, которые усиливаются за несколько дней до менструации и прекращаются или уменьшаются после ее окончания. Боли могут иметь различную интенсивность и характер. По мере прогрессирования заболевания боли становятся более длительными, сохраняются после окончания менструации, а иногда в течение всего менструального цикла. Иногда нарушается сон, обостряются хронические соматические заболевания, развиваются нервно-психические нарушения. Одним из проявлений диффузной мастопатии является синдром предменструального напряжения, который выражается в нагрубании желез, появлении ощущения распирания, нарастании отечности стромы, увеличении кровенаполнения, появлении уплотнений в лютеиновую фазу менструального цикла. Это результат пролиферативных изменений протоков и эпителия молочной железы под влиянием прогестерона. Иногда появляются кровянистые, серозные, молочные или гноевидные выделения из сосков. У некоторых женщин болезнь протекает бессимптомно, и к врачу женщины обращаются в случае обнаружения в железах уплотнений [6, 10].

Для диагностики патологических состояний и заболеваний молочных желез рекомендуется проводить мануальное обследование в комплексе с инструментальными методами, включающими клиническое исследование, маммографию, ультразвуковое исследование и другие методы (радиотермометрия), направленные на исключение в молочных железах опухолевых процессов.

Терапия функциональных, дисгормональных и органических заболеваний молочных желез должна обязательно включать в себя устранение причин, приводящих к развитию патологических процессов в молочных железах.

Лечение диспластических заболеваний молочных желез должно проводиться с учетом:

1) возраста пациентки;
2) формы заболевания;
3) характера нарушения менструального цикла;
4) заинтересованности в сохранении репродуктивной функции или, наоборот, в контрацепции;
5) наличия сопутствующих эндокринных, гинекологических заболеваний или экстрагенитальной патологии.

Своевременное и эффективное лечение является не только залогом сохранения здоровья женщин, но и позволяет сохранить женскую индивидуальность и психологическое равновесие [11].

В настоящее время нет единых стандартов обоснованной патогенетической терапии функциональных состояний и доброкачественных заболеваний молочных желез. Для их лечения используется широкий спектр лекарственных препаратов, имеющих различную направленность. Это гомеопатические, растительные, витаминные, общеукрепляющие средства, препараты, нормализующие психоэмоциональное состояние, гормональные препараты.

Негормональные методы лечения можно условно разделить на несколько групп:

  • гомеопатическая терапия;
  • фитотерапия;
  • витаминотерапия;
  • терапия препаратами йода;
  • применение психотропных препаратов;
  • применение нестероидных противовоспалительных средств;
  • терапия ферментными препаратами;
  • применение иммуномодулирующих препаратов;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • использование других препаратов [12].

В течение длительного времени для лечения дисгормональной патологии молочных желез применялись препараты йода, сборы трав и витаминные комплексы. Однако препараты йода назначались без учета состояния щитовидной железы пациентки. Травяные сборы, как правило, оказывая мочегонный эффект, не могли назначаться на длительное время, кроме того, при траволечении могли наблюдаться аллергические реакции на компоненты сборов и различные растения. Применение гормональных препаратов также связано с определенными сложностями. При приеме эстроген-гестагенных препаратов повышается, хотя и в незначительной степени, риск развития сосудистых и тромботических осложнений. Гормональные препараты не рекомендуются курящим женщинам старше 35 лет, имеющим тромботические осложнения в анамнезе, страдающим тяжелой формой сахарного диабета, с тяжелыми заболеваниями печени и некоторыми другими заболеваниями.

В этих ситуациях перспективным направлением консервативной терапии патологии молочных желез в настоящее время является применение гомеопатических средств.

Гомеопатия — это метод или система лечения острых и хронических заболеваний при помощи специально приготовленных лекарств, содержащих очень малые дозы активных компонентов, которые в больших дозах вызывают подобные болезненные проявления. Главной особенностью гомеопатии является то, что действие препаратов направлено на поддержание и активацию защитных сил организма, помогая организму самостоятельно справиться с недугом [13].

Для приготовления гомеопатических лекарств используется натуральное сырье растительного, животного и неорганического происхождения, поэтому гомеопатические средства практически не оказывают побочных эффектов и показаны для лечения широкого спектра патологических состояний.

Гомеопатический препарат Мастопол активно используется в повседневной практике врачей — маммологов, гинекологов-эндокринологов, онкологов [14]. Действие гомеопатического препарата Мастопол, как и других гомеопатических препаратов, связано с тем, что в его состав в достаточно высоких гомеопатических разведениях включены следующие активные компоненты:

  • conium maculatum (Conium) — кониум макулатум С6 — 0,075 г;
  • thuja occidentalis (Thuja) — туя окциденталис С6 — 0,075 г;
  • hydrastis canadensis (Hydrastis) — гидрастис канаденсис С3 — 0,075 г;
  • calcium fluoratum — кальциум флюоратум С6 — 0,075 г.

Conium maculatum, или болиголов пятнистый, содержит алкалоиды, главными из которых является кониин, а также метилкониин, конидрин, псевдоконидрин, коницеин.

В народной медицине болиголов применяется как успокаивающее, противосудорожное, противовоспалительное и болеутоляющее средство. Болиголов используется при болезненных состояниях, сопровождающихся судорогами или спазмами (хорее, эпилепсии, коклюше, мигрени), а также при желудочных и кишечных коликах, анурии, анемии, дисменорее.

Thuja occidentalis (туя, или жизненное дерево) содержит активные компоненты монотерпены — туйон, изотуйон, фенхон, сабины, альфа-пинен и др., а также борнеол, туевую и муравьиную кислоты [16]. Различные части растения туи широко используется в народной медицине для лечения доброкачественных опухолей кожи, кондилом и папиллом, бородавок, полипов. Имеются сообщения о применении настоев и отваров листьев и коры туи в качестве потогонного, мочегонного средства, применяемого для лечения простуды, кашля, лихорадки, головной и зубной боли, ревматизма [17]. Экспериментальные исследования, проведенные E. S. Sunila и G. Kuttan (2006), R. Biswas и соавт. (2011), показали, что экстракт туи обладает антиканцерогенной, апоптоз-индуцирующей активностью [18, 19]. Туя в гомеопатию была введена С. Ганеманом в 1818 г. и в настоящее время очень широко используется для приготовления гомеопатических препаратов [20].

Hydrastis canadensis — желтокорень канадский. Лекарственное сырье из желтокорня канадского содержит изохинолиновые алкалоиды — берберин, гидрастин и канадин. Препараты из этого растения обладают выраженным тонизирующим действием, стимулируют иммунную систему, способствуют выделению желудочного сока, улучшению аппетита. Применяют желтокорень канадский в форме жидкого экстракта при внутренних кровотечениях, а также как тонизирующее, противовоспалительное и гипотензивное средство [21]. Желтокорень считается одним из наиболее активных естественных антибиотиков [21].

Мастопол назначается по 1 таблетке 3 раза в день за 30 минут до или через 1 час после еды в течение 8 недель.

Мастопол показывает высокую эффективность для лечения мастопатии у женщин репродуктивного возраста. Препарат быстро устраняет симптомы масталгии. Лечебный эффект проявляется после четырех недель приема препарата.

По результатам проводимого нами исследования у 80% женщин, получающих Мастопол (30 женщин, средний возраст от 25 лет до 38 лет), наблюдалось ослабление признаков фиброзно-кистозной болезни к концу второго месяца лечения, которое проявлялось уменьшением плотности и напряжения ткани молочных желез. При приеме препарата у всех женщин наблюдалось снижение тревожности и беспокойства.

По данным ультразвукового исследования (УЗИ) после двух (у 60%) и четырех месяцев (у 80%) лечения женщин было получено объективное подтверждение положительной динамики, выражающееся в уменьшении размеров кистозных образований.

Таким образом, высокая клиническая эффективность и исключительная безопасность, хорошая переносимость и комфортность использования препарата Мастопол, отмеченные у пациентов, позволяют рекомендовать препарат к широкому применению в амбулаторной практике.

Рациональным подходом к профилактике, диагностике и лечению заболеваний молочных желез может стать единый гинекологическо-маммологический скрининг. Обследование, лечение и наблюдение гинекологом показано всем женщинам с доброкачественными заболеваниями молочных желез. Обязательное обследование молочных желез необходимо всем женщинам с гинекологическими заболеваниями. Следует организовать скрининговое обследование и наблюдение за состоянием молочных желез акушерами-гинекологами с целью профилактики НЗМЖ. Кроме того, важна диспансеризация женщин с НЗМЖ для профилактики рака молочной железы.

Одна из актуальных задач профилактики заболеваний молочных желез — внедрение стратегии риска с учетом состояния всей репродуктивной системы женщины [22, 23].

Наиболее важные критерии определения степени риска развития НЗМЖ:

  • наличие гинекологических заболеваний, особенно гиперпластических процессов (миома матки, аденомиоз, гиперплазия эндометрия);
  • перименопаузальный возраст;
  • отягощенная наследственность (не только заболевания молочных желез в семейном анамнезе, но и гиперпластические процессы матки у пробандов);
  • заболевания щитовидной железы;
  • раннее менархе;
  • синдром предменструального напряжения;
  • низкий паритет и/или большое количество досрочных прерываний беременности;
  • отсутствие лактации или короткий лактационный период;
  • использование внутриматочных контрацептивов.

Конечно же, профилактика и раннее выявление заболевания важны для сохранения здоровья женщины, однако это не всегда удается, и зачастую врач встречается с пациентккой, у которой уже есть мастопатия. В таком случае можно смело рекомендовать лекаственный препарат Мастопол, который обладает главным достоинством — быстро устраняет болевые симптомы. характеризуется высокой эффективностью, что подтверждено клиническими и лабораторными данными.

Литература

  1. Сидоренко Л. Н. Молочная железа. Как уберечь себя от рака. 1998.
  2. Родзинский В. Е. Молочная железа и гинекологические болезни // Status Praesens М., 2010, 203 с.
  3. Серов В. Н., Тагиева Т. Т., Прилепская В. Н. Диагностика заболеваний молочных желез // Гинекология. 1999, т. I, № 2.
  4. Серов В. Н., Прилепская В. Н., Овсянникова Т. В. Гинекологическая эндокринология. М.: МЕДпресс-информ, 2004.
  5. Хайленко В. А., Легков А. А., Бурдина Л. М., Кижаев Е. В. с соавт. Дисплазия молочной железы (фиброзно-кистозная болезнь). М., 1999. 32 с.
  6. Мустафин Ч. К. Комплексная диагностика и лечение диффузной мастопатии // Лечащий Врач. 2011. № 11. С. 32–35.
  7. Бурдина Л. М. Особенности состояния молочных желез и гормонального статуса у больных с доброкачественными гиперпластическими заболеваниями внутренних половых органов // Маммология. 1993. № 1. C. 4–11.
  8. Ледина А. В., Прилепская В. Н. Масталгия: клиника, диагностика, лечение // Гинекология. 2011. Т. 13. № 5. С. 66–69.
  9. Ледина А. В., Прилепская В. Н. Масталгия. Лечение Vitex agnus castus // Доктор.ру. 2012. № 1. С. 13–19.
  10. Прилепская В. Н. и соавт. Масталгия у женщин репродуктивного возраста: клиника, диагностика, лечение // Гинекология. 2003. Т. 5. № 4, с. 20–24.
  11. Мустафин Ч. К. Комплексная диагностика и лечение диффузной мастопатии // Лечащий Врач. 2011. № 11. С. 32–35.
  12. Тагиева Г. Т. Мастопатия: негормональные методы лечения // Гинекология. 2004. Т. 6, № 5.
  13. Клер Г. Гомеопатия. М., 2000. 608 с.
  14. Отчет о результатах клинического исследования комплексного гомеопатического препарата «Мастопол» у больных с фиброзно-кистозной болезнью молочных желез. М., 2005. 10 с.
  15. Беффа М. Т. Лекарственные растения (справочник). М.: АСТ Астрель. 2005. 255 с.
  16. Naser B. et al. Thuja occidentalis (Arbor vitae): A Review of its Pharmaceutical, Pharmacological and Clinical Properties // Evid Based Complement Alternat Med. 2005. 2. № 1. P. 69–78.
  17. Chang L. C. et al. Bioactive constituents of Thuja occidentalis // J. Nat Prod. 2000 Sep. V. 63. № 9. P. 1235–1238.
  18. Sunila E. S., Kuttan G. A preliminary study on antimetastatic activity of Thuja occidentalis L. in mice model Immunopharmacol // Immunotoxicol. 2006. V. 28. № 2. P. 269–280.
  19. Biswas R. et al. Thujone-Rich Fraction of Thuja occidentalis Demonstrates Major Anti-Cancer Potentials: Evidences from In Vitro Studies on A375 Cells // Evid. Based. Complement Alternat. Med. 2011. 568148.
  20. Rajatrashmi, Sarkar M., Vikramaditya. Pharmacognostic Studies of Thuja Occidentalis Linn. A Good remedy for warts & tumours, used in Homeopathy // Anc. Sci. Life. 1999 Jul. V. 19. № 1–2. P. 52–58.
  21. Cech N. B. et al. Quorum Quenching and Antimicrobial Activity of Goldenseal (Hydrastis canadensis) against Methicillin-Resistant Staphylococcus aureus (MRSA) // Planta Med. 2012, Sep. V. 78. № 14. P. 1556–1561.
  22. Рожкова Н. И. Медицина и общественные организации на страже женского здоровья. Современные аспекты лечения заболеваний молочных желез. Материалы научно-практической конференции. М., 2004. 3 с.
  23. Харченко В. П., Рожкова Н. И. Лучевая диагностика заболеваний молочной железы, лечение и реабилитация. Выпуск 1. Лучевая и инструментальная диагностика заболеваний молочной железы. Российский научный центр рентгенорадиологии МЗ России. М., 2000.
  24. Прилепская В. Н., Ледина А. В. Применение гомеопатических препаратов для лечения масталгии и мастопатии // Лечащий Врач. 2012. № 11. С. 31–34.

О. В. Чечулина, доктор медицинских наук

ГОУ ДПО Казанская ГМА, Казань

Контактная информация: tchechulina.o@yandex.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт