Табакокурение и наркопотребление как формы аддиктивного поведения студентов-медиков

Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная, порочная склонность) является одним из наиболее распространенных типов деструктивного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством




Табакокурение и наркопотребление как формы аддиктивного поведения студентов-медиковАддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная, порочная склонность) является одним из наиболее распространенных типов деструктивного поведения и выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций [6, 13, 14]. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [4]. Этот процесс настолько захватывает личность, что начинает управлять ее существованием. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение (ТК) (химическая аддикция). Выбор личностью конкретного объекта аддикции отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. В последние годы в сферу отклоняющегося поведения все чаще включаются представители медицинской профессии. Изучение специфики профессиональной деятельности медицинских работников позволяет говорить о воздействии на врача различных неблагоприятных факторов трудового процесса. Эмоциональное соучастие, сопереживание и высокое чувство ответственности создают условия для быстрого истощения нервной системы медиков и развития у них так называемого синдрома «профессионального выгорания».

Цель исследования. На основе социологического анализа выявить особенности распространения ТК и наркопотребления как форм аддиктивного поведения в группе студентов-медиков для разработки рекомендаций, направленных на повышение эффективности их профилактики.

Материалы и методы. С помощью анонимной анкеты опрошены студенты старших курсов (5–6) медицинского вуза — всего 223 человека в возрасте 20–28 лет. Число юношей составило 71 (31,8%), девушек — 152 (68,2%). В табл. 1 представлены полученные данные о распространенности ТК среди студентов-медиков с учетом пола. Оказалось, что курение глубоко укоренились среди будущих врачей, так как 39% опрошенных имеют эту вредную привычку. К моменту опроса курили 43,7% юношей и 36,8% девушек. Курили в прошлом и бросили курить 14,1% юношей и 10,5% девушек. Таким образом, процент всех когда-либо куривших составил среди юношей 57,8%, среди девушек 47,3%. В силу обстоятельств являлись пассивными курильщиками 11,3% юношей и 17,1% девушек.

Таблица 1. Распространенность курения среди студентов-медиков старших курсов с учетом пола

Выбор табачной продукции у большинства курильщиков оказался традиционным: 94,3% курили сигареты, 4,6% сигары, 1,1% трубку и 0,4% кальян. Курение кальяна нынче в моде. В кальяне используется ароматический табак, дым которого мягкий, приятно пахнущий и мало обжигающий, в отличие от сигаретного дыма. Однако доказано, что кальянный дым содержит высокий уровень токсичных соединений — смол, окиси углерода, тяжелых металлов и канцерогенных химических веществ. В связи с чем на страницах интернет-сайтов появился афоризм: «Если капля никотина убивает лошадь, то глоток кальяна — мамонта».

Возраст начала курения в нашем исследовании 15–17 лет, поэтому именно на молодых людей этого возраста следует обратить особое внимание в плане проведения профилактической работы.

Степень зависимости от сигарет представлена следующими показателями: ежедневно выкуривали до 6 сигарет 33,7% опрошенных из числа курящих, от 6 до 9 сигарет 28,9%, 10–20 сигарет в день 32,6%, более 20 сигарет в день 4,8% опрошенных. Анализ показал, что степень зависимости от сигареты наиболее выражена у юношей, поскольку более 55,2% юношей (20,4% девушек соответственно) выкуривали в день от 10 до 20 сигарет.

Результаты исследования, обсуждение

На фоне высокой распространенности курения довольно велик удельный вес тех, кто курит в количествах, оказывающих существенное негативное влияние на здоровье. Так, среди молодых людей больше пачки в день курят 3,5%, а от 10 до 20 сигарет ежедневно — 55,2%. Иными словами, больше половины курильщиков мужского пола относятся к категории так называемых злостных курильщиков. Среди опрошенных девушек ситуация также неблагополучна. 38,9% курящих студенток выкуривает до 6 сигарет в день, 35,2% от 6 до 9 сигарет в день. К категории злостных курильщиц относится 25,9%, причем больше пачки сигарет выкуривает 5,5%. Согласно данным статистики каждый курильщик, потребляющий в день 20 сигарет, добровольно сокращает свою жизнь на пять лет, каждая выкуренная сигарета «стоит» ему пять с половиной минут жизни.

Ведущим мотивом первой пробы (табл. 2) является любопытство — 81,8% у юношей и 70,0% у девушек, в среднем 73,8%. На втором месте «влияние компании» — 19,8% (10,8% и 24,3% соответственно), «нежелание отстать от друзей» — 4,7% (2,7% и 5,7% соответственно). «Желание выделиться» фигурирует только в мужской группе пробовавших курить. Мотив «нравится» выступает на первое место у студентов, продолжающих курить в настоящее время (46,2%). Другие мотивы курения: «втянулся» — 27,4%, «от нечего делать» — 21,7% одинаковы у представителей обоих полов, однако «за компанию» курят (17,9%) чаще девушки (табл. 3).

Таблица 2. Мотив первой пробы \ Таблица 3. Мотивы курения

Изучение типов курительного поведения (табл. 4) показало, что наибольшим оказался удельный вес такого типа курительного поведения, как «привычка» (37,4%), особенно у девушек, что свидетельствует об уже имеющейся выраженной физиологической зависимости от табака. Курильщики такого типа не только не осознают психологических причин своего курения, но и часто даже не замечают, сколько в день выкуривают сигарет. Тип курительного поведения «желание получить расслабляющий эффект от курения», выявленный у 36,4% опрошенных, указывает на стремление студентов получить удовольствие от курения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее. Более трети респондентов (32,7%) используют курение как поддержку при нервном напряжении. Этот тип курительного поведения чаще встречается у девушек. Студенты-медики, отличающиеся типом поведения «желание получить стимулирующий эффект от курения» (20,6%), убеждены, что сигарета обладает тонизирующим действием, бодрит, снимает усталость. Группе студентов, для которых преобладающим типом курительного поведения является «потребность манипулировать сигаретой» (13,1%), нравятся все манипуляции, связанные с процессом курения. Наименьшее значение имеет тип курительного поведения — «сильное желание курить» (11,2%), для которого характерна не только психологическая, но и физиологическая зависимость от табака. Таким образом, курение будущих врачей является весьма распространенной привычкой, связанной со стрессовыми ситуациями, с потребностью в сохранении ощущения психологического комфорта и ограничении нервно-эмоционального напряжения.

Таблица 4. Типы курительного поведения

На вопрос «Пытались ли Вы бросить курить?» (табл. 5) больше половины опрошенных курильщиков (50,6%) высказали желание бросить курить, из них 36,8% удалось отказаться от вредной привычки на время, остальные 13,8% пытались бросить курить безрезультатно. Неудачные попытки бросить курить самостоятельно, как правило, связаны с наличием табачной зависимости. 16,1% хотели бы сократить число выкуриваемых сигарет и 23,0% не желали менять свое курительное поведение. Медики считают, что бросить курить с первой попытки получается примерно у 20% курильщиков. Отказ от ТК означает разрыв зависимости, которая имеет физиологический и психологический компоненты. В случае физиологической зависимости попытки прекратить курение будут вызывать синдром отмены, проявления которого варьируют от нервозности до тяжелых головных болей и неспособности сконцентрировать внимание. Приблизительно 70% прекративших курение вновь начинают курить в течение ближайших трех месяцев. Однако с каждой очередной попыткой вероятность окончательного прекращения курения возрастает.

Таблица 5. Мотивация и прошлый опыт отказа от табакокурения

При опросе всех когда-либо куривших о применявшихся ими методах отказа от ТК 97,9% ответили, что они не использовали никаких специальных методов и пытались бросать путем «усилия воли». Только 2,1% прекращавших курить пользовались тем или иным видом специальной помощи в отказе от ТК. При изучении ответов на вопрос «Какие методы помощи в отказе от курения Вы знаете?» (табл. 6) оказалось, что только 3,1% опрошенных не смогли назвать ни одного специального метода помощи. 64,6% назвали в качестве метода помощи в отказе от ТК психотерапию, 43% — медикаментозный метод и 39% физиотерапию (рефлексотерапию). Большинство будущих врачей (72,6%) считают, что отказаться от этой вредной привычки можно самостоятельно за счет волевых усилий, самодисциплины, не прибегая к медикаментозным средствам.

Таблица 6. Ответы на вопрос: «Какие методы помощи в отказе от курения Вы знаете?»

Выявлена низкая информированность студентов-медиков о современных препаратах, помогающих побороть привычку курения. Из общего числа опрошенных только 25,6% назвали препараты, помогающие избавиться от курения: среди них никотиновый пластырь (59,6%), Чампикс (28,1%), Табекс (24,6%), электронные сигареты (7,0%), жевательные резинки (5,3%). Приведенные данные свидетельствуют о том, что основная масса будущих врачей не интересуется информацией о современных препаратах, помогающих избавиться от ТК, а следовательно, не повышает уровень своих знаний в этом направлении. Между тем, совершенствование профессиональных знаний, в том числе в области предупреждения заболеваний, является одним из важных деонтологических принципов медицинских работников. Анализ результатов исследования показал, что наибольшей информацией о медикаментозной поддержке при отказе от курения обладает группа регулярно курящих студентов-медиков (34,4%). В меньшей степени осведомлены курящие от случая к случаю (21,7%), бросившие курить (15,4%) и никогда не курившие (23,6%).

Среди опрошенных пробовали когда-либо в жизни наркотические и/или токсические препараты не по назначению врача 23,7%. Чаще это юноши (28,4%), нежели девушки (21,2%). По отдельным препаратам удельный вес их таков (от числа пробовавших хотя бы один раз в жизни, в порядке снижения их доли). Каннабиолы («план» — 24%, марихуана — 40%, анаша — 14%, гашиш — 22%) — 100%. Стимуляторы («экстази» — 8%, «скорость» — 4%», амфетамин — 6%) — 18%. Ненаркотические анальгетики (Трамал — 6%, парацетамол — 28%) — 34%. Галлюциногены («грибы») — 28%; кокаин — 2%. Атропиноподобные препараты (Димедрол — 24%, Астматол — 2%, Тарен — 12%, Циклодол — 10%) — 48%. Опиаты (кодеин — 4%, Промедол — 4%, героин — 2%) — 10%. Барбитураты (фенобарбитал) — 6%.

Согласно данным исследования, возраст, в котором произошла первая проба не прописанных врачом опьяняющих веществ, для 38% опрошенных составил 14–18 лет, для 42% — 19–23 года. Однако 2% респондентов указали возраст первой пробы до 10 лет. При этом для юношей возраст первой пробы наркотических/токсических препаратов был ниже, чем для девушек. Таким образом, виден традиционный стереотип: «Ничего плохого в том, чтобы покурить травку, нет, это легкий наркотик, от него ничего серьезного не будет». Наркотический опыт увеличивается от каждого курса к последующему на 2–3% и стабилизируется на четвертом курсе, что можно объяснить завершением процесса личностного самоопределения, приобретением функций взрослого человека и более взвешенным отношением к собственным поступкам.

Перестали употреблять не прописанные врачом опьяняющие средства — 60% респондентов, продолжали — 22%, 18% оставили вопрос без ответа. Места, где используются препараты, распределились по частоте упоминания студентами следующим образом: дома — 39,1%, в гостях у друзей, знакомых — 39,1%, в местах отдыха (клубы, дискотеки) — 21,7%, вне жилого помещения (в парке, парадной) — 21,7%, в учебном заведении — 13%. Способы приобретения наркотических препаратов распределились следующим образом: самостоятельное изготовление из полученного где-то «сырья» — 12%, покупка на рынке сбыта — 56%, проигнорировали вопрос о способах получения наркотиков — 32% опрошенных. На легкость приобретения наркотиков указало 60% опрошенных, при этом 28% респондентов не ответили на данный вопрос.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о неблагоприятной ситуации с распространением ТК в медицинском вузе и низкой информированности будущих врачей о современных способах, помогающих побороть привычку курения. Поэтому первоочередной задачей в решении проблемы ТК является развитие профессиональных знаний студентов-медиков. Необходимо создать систему подготовки будущих врачей в отношении табачной болезни, ее последствий и методов помощи в отказе от ТК. Эта система должна включать массовое издание и распространение специальных буклетов и методических рекомендаций для врачей, введение специального курса и лекций в медицинских учебных учреждениях.

Результаты исследования показали также, что студенты медицинского ВУЗа находятся в ситуации, когда наркопотребление стало частью молодежной субкультуры. Сложившаяся в стране наркоситуация делает любые наркотики легкодоступными и обуславливает высокую социально-территориальную и социально-психологическую близость студентов к действующим наркопотребителям. Наркопотребление студентов — это наркопотребление психически здоровых людей и не сопряжено с психопатологическими расстройствами или чертами личности. Отсюда преобладающий паттерн наркопотребления в среде студентов-медиков относительно благоприятный и связан с употреблением, в основном, так называемых «легких» наркотиков, с достаточно медленным формированием зависимости.

Литература

  1. Алпатова Н. С. Проблема табакокурения в профессиональной группе медицинских работников // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2006. № 3. С. 8–9.
  2. Алпатова Н. С. Социологическое исследование девиаций в медицинской среде / Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста: Сб. науч. тр. Отв. ред. Р. М. Салимова. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой. 2008. С. 192–194.
  3. Алпатова Н. С. Социологическое исследование табакокурения среди врачей г. Волгограда // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1 (9). С. 234–238.
  4. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 240 с.
  5. Дмитриева Н. В., Четвериков Д. В. Психология аддиктивного поведения. Новосибирск, 2002.
  6. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991, 1.
  7. Кулаков С. А Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М., 1998.
  8. Левшин В. Ф., Шутикова Н. В. Курение среди медицинских работников // Проблемы управления здравоохранением. 2003, № 6 (13), с. 87–90.
  9. Кесельман Л. Е., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма. СПб: Изд-во Инст. им. В. М. Бехтерева. 2002. 250 с.
  10. Клейберг Ю. А., Конорева Л. А. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии девиантного поведения / Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб: СПб ГУ, 2003. 407 с.
  11. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2003.
  12. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности. Казань, 2002.
  13. Смагин С. Ф. Аддикция, аддиктивное поведение СПб: МИПУ, 2000. 250 с.
  14. Соловьева С. Л. Аддиктивное поведение как способ компенсации эмоционального дефицита. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2009. № 1. URL: http://medpsy.ru.
  15. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб, 2001.

И. В. Андрющенко, кандидат медицинских наук, доцент
Е. В. Малинина

ВГМУ, Владивосток

Контактная информация об авторах для переписки: vahnenko_elena@mai.ru


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт