Преимущество раздельного применения витаминно-минеральных комплексов у детей и подростков

Правильное питание является важнейшим фактором, способствующим развитию здорового ребенка. Особое внимание следует уделять этой проблеме у детей старшего школьного возраста, особенно подростков. Именно для них типичным является однообразная еда, употребле




Правильное питание является важнейшим фактором, способствующим развитию здорового ребенка. Особое внимание следует уделять этой проблеме у детей старшего школьного возраста, особенно подростков. Именно для них типичным является однообразная еда, употребление продуктов с высоким содержанием углеводов, сильно газированных напитков, излишнее соблюдение диет, а также курение, прием алкоголя. Подростковый период жизни характеризуется особенностями обмена веществ, обеспечивающими столь интенсивное физическое, половое развитие в этом возрасте, что определяет высокий риск развития различных патологических состояний. Значимая роль в их развитии может быть связана с дефицитом витаминов, которые предупреждают развитие острых инфекционных заболеваний, обеспечивают нормальное пищеварение, кроветворение, функционирование центральной нервной системы [1].

По обобщенным данным, дефицит витаминов выявляется у большей части населения России: аскорбиновой кислоты — у 70–100% населения; тиамина, рибофлавина, фолиевой кислоты — у 60%; бета-каротина — у 40–60% населения. При воздействии ряда химических факторов частота дефицита витаминов А и Е может достигать 10–30% [2]. Значительный дефицит витаминов регистрируется и среди детей школьного возраста. Обеспеченность школьников витамином С составляет лишь 50%, В1 — 31%, В2 — 36%, В6 — 36%, Е — 21%, витамином А — 17%, бета-каротином — 29% [3, 4].

Наряду с этим, не только витамины, но макро- и микроэлементы чрезвычайно важны и полезны для здоровья. Минеральные вещества входят в состав всех клеток и тканей организма, они необходимы для функционирования мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем. Совместно с витаминами минералы и микроэлементы участвуют в синтезе жизненно важных соединений, обмене белков, жиров, углеводов, кроветворении, пищеварении и т. д. Многие из них обладают иммуномодулирующим эффектом (Fe, I, Cu, Zn, Co, Cr, Mo, Se, Mn, Li), что особенно важно для детей и подростков [3]. Недостаточное поступление минеральных веществ в организм может привести к развитию различных заболеваний. Так, например, дефицит кальция приводит к кальциопеническим состояниям, магния — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности организма к стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [5–7]. При йодной недостаточности у детей наблюдается задержка нервно-психического развития, снижение работоспособности [5–7]. На фоне дефицита фтора поражаются зубы (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [5]. Недостаточное поступление в организм меди способствует развитию костной деминерализации, нарушению формирования коллагена, иммунного статуса [5–7]. При дефиците хрома отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, страдает память, функции ЦНС [5–7]. Недостаточное потребление железа является причиной нарушения психомоторного и интеллектуального развития детей [5–7]. Дефицит цинка сопровождается дисфункцией иммунитета, заживления ран [5–10].

Восполнить дефицит макро- и микроэлементов с помощью пищевых продуктов невозможно. Это обусловлено не только сезонной зависимостью потребления их количества, но и с возможностью проявления антагонистического влияния элементов друг на друга. Часто эти взаимодействия существуют на уровне организма, когда один компонент оказывает влияние на эффекты другого в желательную или нежелательную сторону. Хорошо известно, что железо, кальций, магний и цинк конкурируют друг с другом. Кальций и железо ингибируют адсорбцию марганца, а цинк — меди. Кроме того, указанные минералы используют одинаковые или близкие транспортные системы в кишечнике. При этом некоторые из них в крови и тканях связываются с одними и теми же белками-переносчиками, а значит, и здесь они конкурируют друг с другом. Другой тип отрицательных взаимодействий иллюстрируется витамином С, который при повышенном употреблении может вызвать дефицит меди. Многочисленны и положительные взаимные эффекты между витаминами и минералами. Например, для усвоения кальция необходим витамин D. В действии витамина В6 и магния имеется синергизм, они взаимно усиливают усвоение и эффекты друг друга. Синергизм отмечается и во взаимодействии антиоксидантов: витаминов А, Е и С между собой, а также витамина Е с селеном [11]. Таким образом, для коррекции микронутритивной недостаточности у детей целесообразно разделение приема витаминов и минералов с целью уменьшения отрицательных и сохранения положительных взаимодействий между витаминами и минералами.

Целью нашего исследования явилось определение эффективности раздельного во времени приема витаминов и минералов (АЛФАВИТ Школьник) по отношению к одновременному приему таблеток витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник, а также сравнение с другим витаминно-минеральным комплексом (препарат сравнения — Компливит Актив), содержащим сходный химический состав, у детей с хроническим гастродуоденитом.

Материалы и методы исследования

Нами обследовано 60 детей в возрасте от 7 до 14 лет, находившихся на оздоровительном лечении в детском санатории «Малаховка» Московской области. Среди них было 25 мальчиков (41,7%) и 35 девочек (58,3%). В исследование были включены дети с хроническим гастродуоденитом в стадии ремиссии. Обследованные больные имели различную давность заболевания: от 2 до 8 лет (в среднем 5,04 ± 2,1 года). Наряду с основным заболеванием, у 47 детей (87,3%) отмечалась различная сопутствующая патология: гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — у 3,7%, дисфункция билиарного тракта (ДБТ) — у 3,7%, хронический панкреатит — у 1,8%, ожирение 2-й степени — у 1,8%, бронхиальная астма — у 7,4%, малые аномалии развития сердца — у 11,1%, инфекция мочевой системы — у 1,8%, хронический тонзиллит — у 7,4%, хронический аденоидит — у 3,7%. Подавляющее число детей (87,3%) относились к группе диспансерного наблюдения как часто болеющие дети. В анамнезе ни у одного ребенка не отмечалось проявлений пищевой и (или) медикаментозной аллергии. Трое детей получали курс витаминов (Аевит, аскорбиновую кислоту) за 6 месяцев до поступления в санаторий.

Всем детям проводилась оценка питания, общего состояния, оценивались наличие и степень выраженности гастроинтестинальных симптомов. На основании специального опросника выявлялись симптомы гипомикроэлементозов (цинка, кальция, железа, магния) до исследования и через 21 день после приема витаминно-минеральных комплексов. Оценка каждого клинического признака проводилась по балльной системе: 0 баллов — признак отсутствует; 1 балл — стертая клиника, остаточные явления; 2 балла — умеренная клиника; 3 балла — ярко выраженная клиника.

Все дети были разделены на три группы: 1-я группа (n = 21) получала витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Школьник по 1 таблетке 3 раза в день (основная группа), 2-я группа (n = 19) — витаминно-минеральный комплекс АЛФАВИТ Школьник по 3 таблетки 1 раз в день (контрольная группа), 3-я группа (n = 20) — витаминно-минеральный комплекс — препарат сравнения — 1 раз в день (группа сравнения). Наряду с оценкой клинических признаков микроэлементозов, 54 детям проводилось лабораторное исследование содержания микроэлементов в сыворотке крови методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (железо, кальций) до исследования и через 21 день приема витаминно-минеральных комплексов. Шесть детей (трое из контрольной группы и трое из группы сравнения) выбыли из исследования в связи с развитием острого респираторно-вирусного заболевания.

Результаты и их обсуждение

Анализ анамнестических данных показал, что до поступления в санаторий диету соблюдали только 13 больных (21,7%), остальные дети (41 больной — 78,3%) периодически употребляли газированные напитки, жирную, жареную, соленую, копченую пищу, чипсы. У большинства обследованных детей на момент включения в исследование периодически отмечались различные диспепсические нарушения: снижение аппетита — у 12 детей (20,0%), неприятный вкус во рту — у 10 детей (16,7%), изжога — у 16 детей (26,7%), тошнота — у 10 детей (16,7%), метеоризм — у 12 детей (20,0%), боли в животе — у 19 детей (31,7%), флатуленция — у 12 детей (20,0%), запоры — у 21 ребенка (35,0%).

Наряду с различными гастроинтестинальными симптомами, данные клинического обследования позволили выявить нарушения со стороны органов и систем, свидетельствующие о возможной недостаточности витаминов и микроэлементов среди обследованных детей (табл. 1).

Преимущество раздельного применения витаминно-минеральных комплексов у детей и подростков

При этом степень выраженности дефицита микроэлементов была различной: недостаточность кальция составила 90,2%, цинка — 42,6%, магния — 91,8%, железа — 59,01%. Признаки возможного компенсированного дефицита цинка, железа, магния, кальция (сумма баллов до 7) отмечались у 100%, 91,6%, 62,5%, 80% детей соответственно. Вероятный декомпенсированный вариант минеральной недостаточности (сумма баллов от 7 и более) выявлялся у 8,4% детей по уровню железа, у 37,5% больных — магния и 20% обследованных — кальция.

Анализ содержания микроэлементов в сыворотке крови до начала терапии показал различный их уровень во всех исследованных группах, и различия эти не были достоверными (р > 0,05) (табл. 2).

Учитывая выявленные клинические и лабораторные признаки различной минеральной недостаточности, всем детям был назначен витаминно-минеральный комплекс в соответствии с ранжированием групп. На фоне приема витаминно-минеральных комплексов ни у одного больного не отмечено ухудшения самочувствия, аллергических реакций или других нежелательных эффектов, связанных с их приемом, что свидетельствует о высокой безопасности препаратов. На 21-й день от начала диетотерапии в санатории и приема витаминно-минеральных комплексов отмечалось снижение выраженности диспепсических явлений, а у ряда пациентов эти проявления были купированы (рис. 1).

Преимущество раздельного применения витаминно-минеральных комплексов у детей и подростков

Клинически у детей отмечалось повышение аппетита (р < 0,001), практически у всех больных купировались «тощаковые» боли в животе, изжога (р < 0,001). Отмечено незначительное улучшение состояния кожи, слизистых. На фоне применения витаминно-минерального комплекса достоверно (р < 0,001) уменьшилось число детей с повышенной утомляемостью. Наряду с этим после курса лечения уменьшилось число детей, имевших сонливость, восстановилась целостность кожных покровов и слизистых (ликвидированы трещины кожи, явления хейлита), не отмечалась кровоточивость десен.

При этом наилучший результат балльной оценки клинических симптомов различной минеральной недостаточности оказался при раздельном употреблении витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник. Наряду с этим отмечалась значительная положительная динамика уровня кальция, железа в сыворотке крови во всех исследованных группах (р < 0,05). Однако в группе сравнения выявлено достоверное снижение уровня магния, цинка в сыворотке крови после лечения (табл. 3).

Полученные данные также показали наибольший прирост уровня микроэлементов в сыворотке крови на фоне раздельного приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник (рис. 2).

Преимущество раздельного применения витаминно-минеральных комплексов у детей и подростков

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии приема витаминов и минералов, входящих в комплекс АЛФАВИТ Школьник, на организм детей и подростков, что позволяет сделать следующие выводы.

  1. АЛФАВИТ Школьник является высокоэффективным препаратом для коррекции витаминно-минеральной недостаточности у детей.
  2. Применение витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник у детей позволило в назначенные сроки (21 день) значительно улучшить или полностью купировать клинические проявления минеральной недостаточности.
  3. На фоне диетотерапии и приема витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник в условиях санатория у детей с хроническим гастродуоденитом значительно уменьшились диспепсические нарушения (нарушение аппетита, боль и вздутие живота, усиленное газообразование, запоры).
  4. Наибольший прирост уровня минералов в сыворотке крови отмечался при раздельном применении витаминно-минерального комплекса АЛФАВИТ Школьник.
  5. АЛФАВИТ Школьник является абсолютно безопасным средством коррекции витаминно-минеральной недостаточности у детей. На фоне лечения АЛФАВИТОМ Школьник ни у одного из пациентов не отмечено ухудшения самочувствия, аллергических реакций или других нежелательных эффектов.

Литература

  1. Серветник-Чалая Г. К., Колесова О. А. Витамины и здоровье. Алма-Ата. 1991. С. 42.
  2. Тутельян В. А., Спиричев В. Б., Суханов Б. П., Кудашева В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. Справочное руководство. М.: Колос, 2002. С. 168–197.
  3. Спиричев В. Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. М.: Валетек, 2007. 24 с.
  4. Руководство по лечебному питанию детей / Под ред. К. С. Ладодо. М.: Медицина, 2000. 384 с.
  5. Кудрин А. В., Скальный А. В., Жаворонков А. А., Скальная М. Г., Громова О. А. Иммунофармакология микроэлементов, КМК. М., 2000. 576 с.
  6. Витамины и минералы в современной клинической практике. Возможности лечебных и профилактических технологий / Под ред. О. А. Громовой, Л. С. Намазовой. М., 2003. 56 с.
  7. Кудрин А. В., Громова О. А. Микроэлементы в неврологии. Серия «Обучающие программы ЮНЕСКО». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 304 с.
  8. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. М.: Министерство здравоохранения СССР. 1991.
  9. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М. и др. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач, 2007. № 2. С. 91–93.
  10. Цинк в педиатрической практике (учебное пособие). М.: Медпрактика-М, 2001. 84 с.
  11. Метаболизм магния и терапевтическое значение его препаратов. М.: Медпрактика-М, 2002. 28 с.
  12. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Заплатников А. Л., Обыночная Е. Г. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции. Руководство для врача-педиатра. М., 2004.

И. Н. Захарова, доктор медицинских наук, профессор
В. И. Свинцицкая, кандидат медицинских наук
Л. И. Елизова

ГОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, Москва

Контактная информация об авторах для переписки: vishul@rambler.ru


Содержание в сыворотке крови минералов и микроэлементов до лечения (мкг/мл)*

Динамика содержания микроэлементов на фоне коррекции витаминно-минеральным комплексом (мкг/мл)


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт