Терапия персистирующего аллергического ринита у детей

Проблема аллергических ринитов (АР) у детей сегодня по-прежнему чрезвычайно актуальна. Это объясняется, прежде всего, их высоким удельным весом в структуре аллергических болезней (60–70%) и достаточно большой распространенностью в детской популяции (10–15




Проблема аллергических ринитов (АР) у детей сегодня по-прежнему чрезвычайно актуальна. Это объясняется, прежде всего, их высоким удельным весом в структуре аллергических болезней (60–70%) и достаточно большой распространенностью в детской популяции (10–15%) [1]. Заболевание влияет на качество жизни, учебу, профессиональную деятельность. У 45–70% пациентов с АР в последующем развивается бронхиальная астма, и, наоборот, у 60–70% детей с астмой выявляются симптомы АР. У детей, страдающих от аллергического ринита, в 70% случаев поражаются околоносовые пазухи, у 30–40% диагностируют аденоидиты, у 30% — рецидивирующие и экссудативные средние отиты, у 10% — заболевания гортани (в том числе рецидивирующие стенозы гортани — круп) [2].

Лечение детей с АР представляет собой трудную задачу. Оно проводится комплексно с использованием общих и местных методов воздействия на организм, а также с учетом индивидуальных особенностей больного ребенка. Выделяют следующие направления в лечении АР:

  • контроль за окружающей средой, предусматривающий устранение или уменьшение контакта с причинно-значимыми аллергенами и неспецифическими триггерами;
  • фармакотерапию;
  • специфическую иммунотерапию (аллерговакцинация);
  • обучение родителей, дети которых страдают АР.

«Краеугольный камень» в лечении АР это разобщение больного с аллергеном. С этой целью предпринимаются мероприятия, направленные на снижение концентрации аэроаллергенов в жилых помещениях: регулярная уборка жилых помещений, изъятие домашних животных, аквариума, устранение очагов плесени, цветов. Постельные принадлежности должны быть сделаны из материалов, непроницаемых для аллергенов. Из питания исключают пищевые продукты, являющиеся причиной обострения АР. Не используют лекарственные средства, обладающие высокой сенсибилизирующей активностью (пенициллины, сульфаниламиды, ацетилсалициловую кислоту и другие нестероидные противовоспалительные препараты). Ограничивают контакт с химическими веществами. Однако при сенсибилизации больного респираторными аллергенами, особенно бытовыми (пылевые клещи, плесневые грибы), добиться полного разобщения не представляется возможным, даже при соблюдении всех правил элиминационной терапии. В таком случае, с целью улучшения качества жизни и для достижения контроля течения заболевания, пациентам проводится фармакотерапия АР [1, 3].

Основная задача лекарственной терапии АР — достижение оптимального контроля симптомов заболевания. Исходя из этого лечение строится с учетом тяжести и частоты возникновения симптомов ринита.

Фармакотерапия предусматривает использование медикаментозных препаратов, действие которых направлено на купирование острых проявлений АР и предупреждение последующих обострений. С этой целью применяются:

  • глюкокортикостероидные препараты (местного, реже системного действия);
  • антигистаминные препараты (системного и местного действия);
  • блокаторы лейкотриеновых рецепторов;
  • антихолинергические препараты (местного действия);
  • сосудосуживающие препараты (местного, у лиц старше 12 лет системного действия).

Топические сосудосуживающие препараты (деконгестанты) быстро и эффективно восстанавливают носовое дыхание при АР. Однако данная группа препаратов не оказывает положительного влияния на патогенез заболевания. В связи с быстрым облегчением носового дыхания деконгестанты очень популярны у больных с проявлениями ринита. Опасность применения деконгестантов при АР заключается в том, что их бесконтрольное применение приводит к развитию тахифилаксии (за счет угнетения синтеза эндогенного норадреналина). Больным требуется все большая доза лекарства для достижения эффекта. Многочисленные исследования показали, что применение некоторых деконгестантов курсом более 3–7 дней у пациентов с аллергическим или вазомоторным ринитом усугубляет отек слизистой носа и приводит к развитию медикаментозного ринита [4].

Однако назначение деконгестантов возможно при выраженной заложенности носа в течение короткого промежутка времени с целью облегчения самочувствия пациента.

Вся сложность вопроса заключается в том, что группа сосудосуживающих препаратов местного действия не однородна. Деконгестанты различаются по своим фармакодинамическим особенностям, выраженности и продолжительности действия, частоте возникновения побочных эффектов. Эти препараты при длительном применении вызывают развитие синдрома «рикошета». В меньшей степени это свойственно фенилэфрину, который обладает мягким вазоконстрикторным эффектом за счет высокоселективного агонизма к альфа1-адренорецепторам и не вызывает значительного снижения кровотока в слизистой оболочке носа. Лечебный эффект фенилэфрина менее выражен и менее продолжителен.

Одним из комплексных препаратов на основе фенилэфрина для эндоназального применения является препарат Виброцил. Помимо фенилэфрина, который избирательно стимулирует альфа1-адренорецепторы сосудистой стенки, кавернозных тел, в состав препарата Виброцил входит диметиндена малеат, который блокирует Н1-гистаминовые рецепторы. Благодаря наличию двух компонентов реализуются сосудосуживающий, противоотечный и противоаллергический эффекты.

Обладая мягким вазоконстрикторным эффектом, Виброцил не вызывает снижения кровотока в слизистой оболочке полости носа, следовательно, в меньшей степени нарушает ее функции. Виброцил уменьшает выделения из носа и способствует очищению носовых ходов. При этом препарат удовлетворяет основным требованиям физиологического лечения слизистой оболочки носа: благодаря естественному уровню pH и изотоничности. Виброцил не нарушает функцию реснитчатого эпителия слизистой оболочки и при отмене лечения не вызывает реактивную гиперемию. Поэтому Виброцил может применяться дольше большинства деконгестантов — до двух недель [5].

Препарат начинает действовать через 5 минут, к 30-й минуте назальная резистентность снижается в три раза, достигая максимального эффекта к 60-й минуте. Максимальная продолжительность действия препарата — до 6 ч [6].

Цель исследования

Исследование проводилось с целью изучения эффективности и безопасности применения комбинированного препарата Виброцил при лечении обострения персистирующих АР легкой и средней степени тяжести у детей.

Задачи исследования

  1. Анализ оценки пациентами (их родителями) эффективности и удобства применения препарата Виброцил (капли).
  2. Оценка клинической эффективности применения комбинированного препарата Виброцил (капли) при лечении обострения персистируюшего АР легкой и средней степени тяжести у детей.

Материалы и методы

В исследование были включены 80 детей в возрасте от 3 до 12 лет, страдающих персистирующим АР легкой и средней степени тяжести в период обострения заболевания. В исследование не включали детей с гипертрофией аденоидных вегетаций III степени, кистозно-полипозной формой риносинусита, выраженным искривлением носовой перегородки и гипертрофией нижних носовых раковин, тяжелой формой течения АР, больных бронхиальной астмой. Из исследования исключали больных, не соблюдавших схемы применения препарата Виброцил (в 1-й группе), а также самовольно/самостоятельно применявших лекарственные препараты, которые не были включены в схему лечения по протоколу исследования (в 1-й и 2-й группах). Никто из пациентов не нарушал схему лечения, и исключенных из исследования не было.

Пациенты были распределены в две группы (табл.):

  • группа 1 (основная) — 50 пациентов в течение 14 дней получали ирригационную терапию физиологическим раствором и антигистаминный препарат (дезлоратадин по 1,25 мг в сутки — дети в возрасте до 6 лет, по 2,5 мг в сутки — дети в возрасте 6 лет и старше) в сочетании с местной терапией препаратом (капли) Виброцил — дети в возрасте от 3 до 6 лет — по 2 капли в каждую ноздрю 3 или 4 раза в день; дети в возрасте от 6 до 12 лет — по 3 или 4 капли в каждую ноздрю 3 или 4 раза в день;
  • группа 2 (контрольная) — 30 пациентов получали только ирригационную терапию физиологическим раствором и антигистаминный препарат внутрь (дезлоратадин в дозах, аналогичных группе 1) курсом, аналогичным курсу у детей основной группы.

Критерии оценки эффективности

Эффективность лечения определялась на основании субъективной оценки пациентом выраженности затруднения носового дыхания, выделений из носа, чихания и зуда в носу с помощью 3-балльной сенсорно-аналоговой шкалы (САШ), где 0 баллов — отсутствие симптома, 3 балла — максимальная выраженность симптома. Объективная оценка эффективности лечения включала переднюю риноскопию и риноэндоскопию по степени выраженности гиперемии и отека слизистой, количеству секрета, а также акустическую ринометрию — метод, позволяющий объективно оценить носовое дыхание. Сущность метода акустической ринометрии заключается в исследовании полости носа звуковым сигналом по принципу эхолота. Звук, посылаемый датчиком прибора, отражается от стенок полости носа и в виде отраженной волны регистрируется микрофоном. Это позволяет создать картину полости носа и оценить ее общий объем (общий объем полости носа — ООПН), являющийся объективным показателем при определении степени отека слизистой оболочки полости носа и количества скопившейся слизи. Контрольные осмотры проводились лечащим врачом через 7, 14 и 30 дней после начала лечения. Безопасность проводимого лечения оценивалась по частоте возникновения побочных эффектов.

Для сравнения результатов использовали t-критерий Стьюдента (как для зависимых, так и для независимых групп). Разница считалась статистически достоверной при p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследование было включено 80 детей (48 мальчиков и 32 девочки), средний возраст которых составил 7,4 ± 2,02 года. Распределение детей по полу и возрасту см. в таблице.

Атопический дерматит в качестве сопутствующей патологии выявлен у 44 детей основной группы и у 27 контрольной. Бронхиальная астма диагностирована у 23 детей основной группы и у 17 контрольной. 14 детей основной группы наблюдаются у оториноларинголога с рецидивирующей и хронической патологией среднего уха, тогда как в контрольной группе по данной нозологии у ЛОР-врача наблюдаются 6 детей.

Терапия персистирующего аллергического ринита у детей

Хорошие и отличные результаты лечения родители отмечали у 42 (84%) пациентов основной и у 21 (70%) ребенка контрольной группы (p > 0,05). Динамика исчезновения основных симптомов ринита (ринореи, заложенности носа, зуда в носу и чихания) при проведении терапии была лучше у детей основной группы (рис. 1–3).

Терапия персистирующего аллергического ринита у детей

При этом максимальную выраженность эффекта от проводимой терапии отмечали на 7-й день лечения. К 14-му дню часть пациентов обращали внимание на умеренный регресс таких симптомов ринита, как заложенность носа и ринорея, однако по данным САШ различие между показателями на 7-й и 14-й день лечения не было статистически значимым как у детей основной, так и контрольной группы. При этом разница между показателями САШ, характеризующими степень затруднения носового дыхания у детей на 14-й и 30-й день, была значительной (p < 0,05). Однако отрицательная динамика в выраженности ринореи по данным САШ к 30-му дню была невелика и у детей 1-й группы составила 0,4 ± 0,07 (p > 0,05).

Умеренно выраженный зуд в полости носа и чихание к 7-му дню лечения продолжали отмечать 7 детей контрольной группы, тогда как в основной группе указанные жалобы уже не регистрировались (рис. 3). На 14-й день лечения и 30-й день наблюдения ни один ребенок, принимавший участие в исследовании, не предъявлял жалоб на зуд в носу или регулярное чихание.

Терапия персистирующего аллергического ринита у детей

Риноскопическая картина аллергического ринита имела положительную динамику в первые 14 дней наблюдения у детей обеих групп исследования. При этом у детей основной группы по сравнению с контрольной группой отмечали меньшую выраженность отека слизистой оболочки полости носа и меньшее количество секрета. К 30-му дню у детей обеих групп исследования отмечалось умеренное усиление отечности слизистой оболочки.

По данным акустической ринометрии группы ООПН у детей основной группы до начала лечения в среднем составлял 6,4 ± 1,28 см3, у детей контрольной группы — 7,2 ± 1,64 см3. На 7-й день ООПН у детей основной группы составлял уже 10,2 ± 1,12 см3, данная разница по сравнению с аналогичным показателем до начала лечения была существенной и достоверной (p < 0,05). Увеличение данного показателя у детей контрольной группы на 7-й день лечения было менее выражено, и ООПН составил 8,6 ± 1,48 см3. К 14-му дню лечения у детей основной группы отмечали уменьшение значения ООПН (9,5 ± 1,26 см3), что согласовывалось с динамикой показателей САШ на данном периоде наблюдения. Разница показателей САШ 7-го и 14-го дня лечения была не достоверна (p > 0,05). К 30-му дню наблюдения показатель ООПН был ниже как у детей основной группы, так и у детей контрольной группы, по сравнению с показателем ООПН на 14-й день лечения, однако превышал значение ООПН до начала лечения. При этом разница в показателе ООПН у детей основной группы до начала лечения и через две недели после завершения курса терапии была существенна и достоверна (p < 0,05) (рис. 4).

Терапия персистирующего аллергического ринита у детей

Безопасность

За время проведения исследования побочных эффектов, связанных с проводимым лечением, отмечено не было.

Заключение

Применение препарата Виброцил в комплексной терапии обострения персистирующего аллергического ринита способствует повышению клинического эффекта лечения и позволяет улучшить качество жизни пациентов. При пролонгированном, до двух недель, применении препарата не было выявлено каких-либо побочных эффектов. Это позволяет рекомендовать препарат в качестве симптоматической терапии персистирующих аллергических ринитов легкой и средней степени тяжести у детей.

Литература

  1. Гаращенко Т. И. Современная терапия аллергических ринитов у детей // Русский медицинский журнал. 2002, том 10, № 5. С. 273–278.
  2. Карпова Е. П. Лечение аллергического ринита у детей (руководство для врачей). М.: «Гэотар-медиа», 2007, 192 с.
  3. Лопатин А. С. Аллергический ринит // Русский медицинский журнал. 2003, том 11, № 8. С. 446–448.
  4. Рязанцев С. В. Современные деконгестанты в комплексной терапии острых и хронических заболеваний ЛОР-органов. 2005.
  5. Adrenergic mechanisms in canine nasal venous systems MIN WANG; LUNG Mary A, Department of physiology, Faculty of Medicine, The University of Hong Kong, SsRoadHK
  6. Gunter S. Treatment of rhinitis: Not at the cost pf mucosal injury! Arztl. Praxis 34, 102–103, 1982.

Е. П. Карпова, доктор медицинских наук, профессор
Д. А. Тулупов, кандидат медицинских наук
Л. И. Усеня, кандидат медицинских наук
М. П. Божатова

РМАПО, Москва

Контактная информация об авторах для переписки: e-doctor@mail.ru


Распределение детей групп исследования по полу и возрасту


Купить номер с этой статьей в pdf

Актуальные проблемы

Специализации




Календарь событий:




Вход на сайт